Фотографическая память и как ее развить

Фотографическая память и как ее развить

Еще одна крайне важная разновидность памяти – фотографическая. Она, вместе со слуховой, зрительной и тактильной позволяет воспроизводить совершенно целостные информационные образы. Увидел – «сфотографировал» для людей с развитой фотопамятью имеет практически прямое значение. Для них процесс запоминания деталей не представляет труда, он происходит непроизвольно, на уровне рефлексов. Представьте себе, человек, бросив один единственный взгляд на композицию, – стол, книжную полку, букет цветов, через время может запросто ответить: сколько приборов лежало на столе и каких именно, много ли было книг на полке и из каких видов цветов был составлен флористический ансамбль. Большинству, у кого фотографическая память не развита, понадобилось бы немало времени, чтобы сосчитать все и постараться запомнить, но и в таком случае не было бы гарантии, что при необходимости данные всплывут.

Развитию фотографической памяти необходимо посвящать максимум времени. Кроме того, что это полезно, это еще и очень интересно. Люди, с детства работающие над своими мнемоническими способностями, в состоянии воспроизводить по памяти целые тома сочинений, причем с такой точностью, как будто они находятся у них прямо перед глазами. Дети с тренированной фотографической памятью всегда хорошо учатся, прекрасно приспосабливаются в жизни. Зачастую им вообще не нужно готовиться к большинству предметов, поскольку они с легкостью могут по памяти восстановить «картинку» или «фотографию» из текста конспекта или учебника и «прочесть» все, что требуется в данный момент.

Что такое фотографическая память?

Многие считают, что фотографическая память – это некий феномен, которым наделено очень ограниченное количество индивидов. Это отчасти соответствует действительности, но только от части. Это такая же способность человеческого мозга, как и масса других и если ее правильно тренировать, то можно достичь невероятных успехов.

Фотографической или эйдетической памятью в психологии принято называть способность человека запоминать информативный визуальный образ без его осмысливания. Увиденные данные трансформируются в просто статичную картинку, слайды, которые при определенных условиях (или при желании вспомнить ассоциативных ситуациях) просто сами по себе всплывают в памяти с первозданной отчетливостью. Хороший пример – страница из телефонного справочника, если ее «сфотографировать» своей памятью, то можно в любой момент воспроизвести изображение и мысленно пройтись по нему глазами в поисках нужного контакта.

Чем фотографическая память отличается от обычной?

Фотопамять отличается от других видов в первую очередь тем, что человек не осмысливает и не анализирует увиденное, он просто запоминает его – делает «фото» в и кладет альбом, а потом при необходимости извлекает и пользуется.

Обычная память основывается на принципах замещения. Информация откладывается в свободные ячейки, более свежие данные замещают устаревшие, поэтому со временем человек многое забывает. Традиционной памяти свойственно уделять особое внимание только эмоционально богатым событиям, значимым.

Фотографическая память же не привязывается к эмоциям, она фиксирует образ, который не зависит от новых событий, не смешивается с ними. Запомненная картинка не всплывает частями – яркими пятнами, а вся целиком и полностью, откуда уже можно выбирать малейшие детали.

Практические приемы для развития фотографической памяти

Тренировать фотографическую память у ребенка весело и интересно, польза будет однозначно для всех участников процесса. Конечно, таких результатов, как у Кима Пика – одного из немногих признанных в мире обладателей совершенной фотографической памяти, достичь вряд ли получится, но стремиться к ним стоит. К слову, Кип Пик стал прообразом одного из главных героев знаменитой драмы Барри Ленвинсона «Человек дождя» – Реймонда, сыгранного Дастином Хоффманом. Ким читал стандартную книжную страницу всего за 4 секунды и при этом запоминал, все, что там было написано. К концу жизни в его «фотоальбоме» было больше 12 тысяч страниц.

Упражнения

  1. Попросите ребенка посмотреть на какой-либо не перегруженный деталями предмет, пусть постарается запомнить все, затем он отворачивается и описывает вам то, что запомнил. По мере улучшения результатов, когда описание начнет полностью совпадать с визуализацией, объекты необходимо усложнять, брать большие по объему, более насыщенные мелкими фрагментами.
  2. Стоя на остановке, смотрите на рекламки и соревнуйтесь, кто больше запомнил телефонов и текстов объявлений.
  3. Леонардо да Винчи очень любил разглядывать стены, невпопад забрызганные краской. В них он пытался находить новые образы, черпал вдохновение для своих гениальных работ. Такую же технику можно применять и для занятий с ребенком – лист бумаги с хаотично нанесенными кляксами, что видим? Еще есть похожая игра с облаками. Выберите денек с хорошими кучевыми облаками, прилягте на травку и работайте с ассоциациями, и какое облако на что похоже. Очень интересно, тем более что форма облаков все время меняется.
  4. Более старшим детям полезно будет позапоминать формулы. Действуя от простого к сложному можно хорошо повысить уровень фотографической памяти.
  5. Посмотрите на небольшой абзац текста, полностью не читая его, а просто охватывая от начала до конца взглядом. Запишите на бумаге все, что запомнили, даже если это просто отдельные слова на разных строках, они как части пазла постепенно сложатся в читабельную картинку. Тренируйтесь и совсем скоро сможете полностью записать абзац.
  6. Запишите цифры в ряд или в столбик – запоминайте и постепенно увеличивайте их количество в ряду или столбце.
  7. Игра найдите пару – одна из самых простых и занимательных. Как она выглядит можно посмотреть на нашем тематическом ресурсе Iqclub в разделе развитие памяти. На поле, заполненном изображениями, нужно как можно быстрее найти и отметить картинку-близнеца.
  8. Эффективным является чтение слов задом наперед. Начинать нужно с небольших фраз. Через время вы сможете уже бегло читать целые страницы текста. Детям нравится, особенно своеобразное звучание некоторых привычных слов.
  9. Распечатайте небольшой текст на одном листе и такой же, но с добавлением нескольких лишних слов, на другом. Задача: максимально быстро найти лишние слова. Количество лишних слов постепенно увеличивается.
  10. Рассматривайте предмет не менее 5 минут, закройте глаза и воспроизведите увиденное.
  11. Таблички Шульте. В таблицах с хаотично разбросанными цифрами и числами необходимо находить последовательность. Они тоже в полном объеме представлены на IQКлубе.

Вначале, конечно, будет достаточно сложно. Для большей результативности методы необходимо чередовать. В развитии фотографической памяти, как и в остальных, крайне важна регулярность. Успехов!

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
IQКлуб

Похожие публикации