Как объяснить ребенку, что такое «время»?

Для родителей

Стоит понимать, что для малыша время – это нечто абстрактное, то, чего нельзя ни коснуться, ни увидеть. Ребенок живет моментом: то, что именно сейчас он чувствует, видит и делает – это и есть для него самое главное и единственное.

Как ощущается время маленькими детьми?

Поэтому трехлетний малыш не хочет отдать «на некоторое время» лопатку в песочнице или трёхколёсный велосипед. Ведь «момент» – это для него то же самое, что для нас «вечность». Ребенок очень медленно учится чему-то, если ему говорят, что начать это делать ему уже действительно пора. Например, переходить с горшка во взрослый туалет. Поэтому стоит приложить усилия, чтобы как можно органичнее приучить его к понятиям, которые имеют связь со временем.

Говорите, например: «Мы сейчас наденем комбинезон, а потом пойдем на прогулку», «Наш папа вернется через час». Вы можете оперировать наименованиями часов, даже если трех-четырехлетний ребенок их пока не понимает. «В пять часов приедет бабушка», «В девять часов мы ложимся спать». Некоторое время спустя – уже названиями дней недели и месяцев.

Вчера, сегодня, завтра

Три таких, казалось бы, невзрачных слова, а на самом деле это основная триада, объединяющая прошлое, настоящее и будущее. Рассказывайте малышу о том, что произошло вчера, что вы делаете сегодня, и какие у вас планы на завтра. Показывайте сегодняшние последствия событий из прошлого: «Вчера мы купили бананы, они зеленоватые, сегодня они полежат в темном шкафу, а завтра они уже будут спелые и вкусные». Опишите, как будущее может быть связано с сегодняшним днем: «Сегодня мы подготовим подарок для бабушки, потому что у нее завтра именины».

Время на стене

Безусловно, очень полезно иметь дома на видном месте календарь. Кстати, вы можете рассказать о том, как выходил из положения на необитаемом острове Робинзон Крузо. Поскольку него не было календаря, он использовал насечки на дереве. Объясните малышу, почему в календаре некоторые дни отмечены красным цветом. Это значит, что этот день выходной, когда никто не работает. Став чуть постарше, малыш может попробовать сосчитать, сколько дней еще осталось до «красного дня» календаря или значимого праздника, дня рождения. 

Если закрепить памятные даты в календаре заранее, то ребенок увидит, в каком темпе приближается этот замечательный день.

Внимание! Приготовьтесь к тому, что для детей время, как правило, тянется по ощущениям дольше, чем у взрослых.

Времена года

Их только четыре, они имеют простые и короткие названия, поэтому на самом деле детям проще всего их начать распознавать. Но длятся они так долго, что маленькому ребенку трудно охватить пониманием такой долгий срок, а уж тем более расставить их в правильном хронологическом порядке. Проще всего с зимой, потому что это снег, дед Мороз и Новый год. С летом тоже не все так плохо – ассоциируется с отдыхом и солнцем.

Труднее даются связки ребенку с весной и осенью. Что предложить? Пасху, День Победы, листья на деревьях, таяние снега? Осень – листопад, дождь? А может, у вас есть какие-то свои, семейные ассоциации? Попробуйте вместе раскрашивать, вырезать и клеить, все, что связано с временами года и раскладывать по темам.

Ориентироваться во времени – когда придет навык?

Не ждите, что скоро. Чтобы ребенок научился определять время на часах, нужно, во-первых, понимать разницу между большой и малой стрелками. Во-вторых – уметь считать до двенадцати, а затем и до двадцати четырех. В-третьих – распознавать часы на циферблате. Ну и, в-четвертых (если не самое главное) – хотеть все это узнавать. Конечно, навыки всегда приобретаются легче, когда видно, для чего приобретенные знания смогут пригодиться.

Поэтому растолкуйте ребенку, что с помощью часов люди могут друг другу назначать встречи. А также знают, когда вовремя выйти из дома, чтобы успеть в кино или не опоздать на рейс автобуса. У них реже подгорает пирог, и точно будет сварено яйцо не крутым, а всмятку.

Установите будильник или песочные часы

Даже малыш, который пока не ориентируется во времени, может почувствовать его течение. Покажите ему, как оно длится на примере временных отрезков.

Установите будильник, засекая час, перед началом игры, или при выходе на прогулку. Малыш, скорее всего, сначала будет нетерпеливо спрашивать, сколько же прошло времени, а потом, отвлекшись, забудет о будильнике. Но, когда будильник прозвенит, в итоге, будет удивлен, что час – это так много.

Когда малыш подрастет, постарайтесь объяснить, что время проходит всегда одинаково. Полчаса веселья с папой длятся столько же, как и полчаса в приемной у врача, хотя иногда и взрослым в это трудно поверить.

Покажите, какие разные бывают часы – традиционные механические и с дисплеем, на батарейках и с маятником, карманные «луковицы» и большие, настенные, на зданиях, песочные, цветочные, солнечные часы, секундомер.

Предложите малышу нарисовать что-нибудь на засеченный промежуток времени. К примеру, надо успеть нарисовать домик, прежде чем просыпется весь песок в песочных часах.

А что, если человечка или сразу двоих?

Сделайте сами свой календарь

Довольно трудно ребенку понять, что в жизни с одной стороны, постоянно происходит что-то новое, с другой – неизменно повторяются дни недели, месяцы и времена года.

Для понимания последовательности дней в неделе поможет совместно сделанный календарь. Сделать его довольно просто.

Приготовьте семь листов бумаги. Попросите малыша, чтобы он с понедельника до воскресенья, каждый день рисовал, что случилось сегодня. Какое ему запомнилось важное, смешное или приятное событие. Если на каждом листе делать несколько зарисовок, то при сравнении рисунков одного дня недели бок о бок можно увидеть общее. Тогда ребенок быстрее поймет, что каждую неделю повторяются одни и те же дни.

О роли ощущения времени в развитии образного восприятия

Растолкуйте чаду на жизненных примерах смысл фраз, метафор, крылатых, иносказательных выражений, мемов. Например, таких, как:

время от времени;

не ко времени;

на наш век хватит;

комендантский час;

время лечит;

а годы-то летят;

минута славы;

ещё не вечер;

«Время и Стекло» (время истекло);

без пяти минут двенадцать;

утро вечера мудренее;

час пик;

момент истины;

прайм-тайм;

тихий час;

пятиминутка;

и пробил час;

утренний час дарит золотом нас;

не думай о секундах свысока;

делу время – потехе час;

на черный день.

Это будет способствовать развитию абстрактного мышления и образного восприятия у вашего ребенка.

Оцените статью
( 6 оценок, среднее 4.5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Блог IQКлуба