10 лет — 10 ключевых навыков жизни

детские скиллы Soft-skills для детей

С базовыми элементарными детскими навыками все однозначно и просто. К 10 годам каждый ребенок должен быть способен себя обслуживать и придерживаться общепринятых правил гигиены. Суметь провести минимальную уборку в комнате и приготовить несложную пищу. А также делать покупки в магазине, присматривать за младшими братьями и сестрами, ухаживать за домашними питомцами, помогать взрослым по хозяйству.  

Что же касается навыков поведения в обществе, то здесь дело обстоит сложнее. Ведь родителям ох как непросто пройти по хрупкому мостику, склоняясь то в одну, то в другую сторону — между желанием воспитать в одном лице и послушного ребенка, и самодостаточную личность. По общему мнению детских психологов, к достижению возраста 10 лет важно, чтобы наши дети обладали вот такими ключевыми навыками.

1. Уметь отказывать

Мы долны объяснить детям, что не всегда есть возможность выполнить просьбы других людей. Бывают ситуации, когда ресурсы, материальные и временные строго лимитированы. А в некоторых случаях — говорить решительное «нет». Особенно, когда речь идет о границах личного пространства, интересов, жизненных принципов, безопасности, собственного достоинства. Дети, привыкшие к неукоснительному послушанию попадают в группу риска и могут стать жертвами психологического или сексуального насилия.

Это подразумевает, что и родителям стоит приготовиться в чем-то услышать «нет». Ведь умение отстаивать свои интересы имеет ценность, если это касается абсолютно всех. Оно выработается лишь тогда, когда у ребенка появится уверенность, что вы не будете любить его меньше, если он проявит свой характер.

2. Адекватно воспринимать критику

Как добиться того, чтобы для ребенка критика не превращалась в трагическую ситуацию? Прежде всего, c самых ранних лет ни в коем случае его не перехваливать. Если малышу привито мнение, что все его промахи, неудачи и срывы списывают на какие-то внешние причины и продолжают «умиляться лялечкой», то какое мы вырастим самомнение у нашего чада? Критическое мышление и отношение к собственным поступкам будет убито в зародыше. Если ребенку привито понимание, что не всегда все получится на отлично, что идеальных людей вообще не бывает, то критику со стороны будет воспринимать гораздо спокойнее. И более философски относиться к недостаткам окружающих людей.

Важно также объяснить ребенку разницу между обоснованной и необоснованной (конструктивной и не конструктивной) критикой. На простых примерах приучить соблюдать принцип «Критикуешь —  предлагай!» А также — «Критикуй действие, позицию, а не личность человека». Для того, чтобы научиться определять тип критики, научите детей задавать вопросы типа: «Чем не понравился мой ответ?», «Из-за чего ты недоволен моим поступком?» и т.п.

3. Не бояться признавать ошибки

Нет людей, которые не совершали бы ошибок. Проблема в том, как научиться извлекать из них уроки. Не наказывайте ребенка за неумение что-то делать. Поведайте о своем опыте ошибок и о том, что только «набивая шишки» можно получить наиболее ценный опыт. Деликатно предложите свою помощь и направьте энергию ребенка в полезное русло.

4. Постоять за себя и близких

Некоторых детей воспитывают в атмосфере безропотного подчинения взрослым. Тем не менее, у детей должно вырабатываться понимание, что и взрослые не всегда могут быть правы. К примеру, учителю недопустимо высмеивать ученика в присутствии всего класса. Здесь чрезвычайно важно не «потеряться» и отстоять свои права. Но, конечно же, не посредством хамства, сквернословия и хулиганских выходок. Важно довести до осознания ребенком, что сила в правде, а она не на стороне агрессора. А также то, что жертва часто сама провоцирует агрессивное к себе отношение. То есть развить навыки самоконтроля и сдержанности.

5. Аргументировать свою позицию

Чрезвычайно важен именно ваш, родительский пример. Если ваш основной аргумент: «Я так сказал(-а), ты будешь слушаться, потому что я старше!», то это беда-беда. Наблюдая такое, ребенок точно не научится выражать свои мысли. С самых малых лет учите его обдумывать и обоснованно высказывать свою точку зрения. А это невозможно еще без одного ключевого навыка — умения слушать и слышать собеседника. Самое простое и одновременно сложное — начать с себя. Научиться выслушивать и уважать мнение своего ребёнка, как бы ни был он мал и неопытен.

6. Не поддаваться влиянию, быть самостоятельным в выборе

Чем ближе к подростковому возрасту, тем важнее становится одобрение сверстников и некоторая «крутость», статусность. Но уже к 10 годам у ребёнка должны быть заложены стержневые представления о добре и зле. Если угодно, простите за банальность — «духовные скрепы». Уметь не вестись на манипуляции, особенно ребят постарше и не совершать дурные поступки, боясь услышать насмешки : «А ты трус (маменькин сынок, ботан)!» Если друзья готовы от тебя отвернуться, когда ты не поддержишь их «за компанию» — значит, это никакие не друзья.  

7. Не бояться спрашивать

Чтобы у ребенка не было стеснения задавать вопросы, на них необходимо отвечать. Даже и на самые удобные, и не в стиле «Когда станешь постарше, тогда расскажу». Будьте уверены, пойдет искать ответ и найдет его в подворотне, в интернете, у ребят постарше. А ваш авторитет как ведущего источника информации и опыта будет безнадёжно подорван. Наша главная задача здесь — поддерживать в детях любознательность. Если тебе что-то непонятно — всегда спрашивай, до тех пор, пока не разберешься в вопросе.

8. Ценить свое время и окружающих

У десятилеток все еще есть потребность в свободной игре и «ничегонеделании». Это добрые издержки усиленного роста мозга в этом возрасте. Но ориентироваться в потоках времени и приучать управлять им нужно именно сейчас. Это и есть основы тайм-менеджмента. Но усвоит их благополучно малыш лишь в том случае, если в первую очередь его соблюдают родители.  

9. Уважительно относиться к окружающим людям

Объясните на примерах, что встречаются люди, которые высокомерно относятся к тем, кто ниже их по материальному статусу. Некоторые дети похваляются деньгами, успехами родителей, в которых нет никакой их собственной заслуги. А также связями, влиятельными родственниками, дорогой одеждой, поездками в экзотические страны, привлекательной, по их мнению, внешностью. Но это абсолютно не дает им никакого права унижать тех детей, которые этого лишены. Говорите с детьми о том, то ни физическое, ни эмоциональное насилие категорически недопустимы и научите действиям, какие принимать меры для его прекращения. Его нельзя позволять чинить не только над собой, но и в адрес других людей.

10. Способность к сопереживанию

Дети нередко в каких-то вещах бывают более жестокими, чем взрослые. Это возрастная особенность, связанная с неразвитостью эмпатии и эмоционального интеллекта. Однако, эти личностные качества так и останутся незрелыми, если мы не воспитаем в ребенке внутреннюю потребность заботиться об окружающем мире и людях. Человечность помогает увидеть и стремиться к более значимым для всего общества вещам, чем удовлетворение личных сиюминутных «хотелок». Личный пример родителей, совершающих добросердечные, бескорыстные поступки здесь будет как никогда заразителен.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Поделиться с друзьями
Блог IQКлуба