Извечные проблемы, как с ними справляться. Причины нелюбви к домашним заданиям.
1) Нерасположенность школьника к конкретному предмету. Здесь ситуация представляется наиболее сложной. Ввиду разной скорости развития полушарий мозга у разных детей есть склонности к определенным дисциплинам — либо технические, естественные науки, либо гуманитарные. Нивелировать диспропорции в развитии мыслительных процессов ребенка можно с помощью развивающих программ https://iqclub.ru/courses
2) Неинтересность изложения материала в учебном пособии. Устарелось технологий, применяемых в обучении. Как следствие, например, неприятие бумажных носителей информации, нежелание работать с учебниками, хрестоматиями. Все, что не на планшете — неинтересно.
3) Непрофессионализм педагога, возможно, он просто не нравится ребенку. В запущенных случаях не остается ничего другого, как менять класс или школу. При обучении в начальной школе, когда основные предметы ведет один педагог, это сделать легче. В школе второй ступени и старше проблему решить сложнее, потому что много учителей-предметников. Большинство из них воспринимаются лояльно, и из-за одного нерадивого педагога менять школу было бы опрометчиво. Тем не менее, остается угроза невротизации вследствие перманентного стресса, испытываемого ребенком на уроках этого педагога. Выходом может быть надомное обучение по этому предмету и сдача экзаменов экстерном.
4) Непрестижность определенного предмета в данном коллективе учеников. В каждом классе есть ребята-лидеры, которые задают тон и в неклассное время, и на уроках. И, что скрывать, значительная часть детей безропотно следует за их мнением. Если «круто» среди мальчишек прогуливать ботанику — противостоять этому можно, лишь культивируя с малых лет в ребенке умение отстаивать собственное мнение и не бежать вслед за толпой. В подростковом возрасте, несамостоятельность корректировать становится намного сложнее. Намного чаще приходится развести руками и надеяться, что само как-нибудь рассосется.
5) У ребенка проблемы с посещением школы вообще, он не общается с одноклассниками. Причиной тому может быть замкнутость, отсутствие друзей — и, как результат, потеря интереса к учебе.
6) Разбалованность родителями, которые часто делают домашнее задание за ребенка. Исходя из лучших побуждений, вы фактически замедляете развитие целого ряда полезных функций головного мозга ребенка. Кроме прочего, способствуете консервации инфантильности, безответственности вашего чада. Тут все банально. Когда деточка вырастает и нужно принимать жизненно важные решения, то оказывается, что эти качества оказались не выработанными в том нежном возрасте, когда это происходит естественным и безболезненным путем.
7) Высокая отвлекаемость. Приходя после школы, ребенок может попадать в настолько нерабочую обстановку, что попросту нет возможности всерьез заняться выполнением домашнего задания. Это может быть необорудованность отдельного рабочего места для занятий дома. Это шум, гвалт, создаваемый другими детьми в квартире. Это и сформировавшаяся зависимость от электронных гаджетов, игр, социальных сетей. И, если с распорядком дня, планировкой квартиры и взаимоотношениями с братьями и сестрами можно придти к оптимальному решению, то с зависимостью дело обстоит сложнее. Компромиссные решения можно поискать в том числе и прочитав наши предыдущие публикации. Например, вот здесь: https://iqclub.ru/blog/2019/06/4180/
Честность и доверие
Естественно, что касается помощи ребенку с домашним заданием, мы относимся к этому очень серьезно. Особенно, если ребенок запустил и отстает по какому-то предмету. И это вызывает у родителей напряжение, что тут же отражается на детях и проблемы начинают расти как снежный ком.
Если в семье уже сложился сценарий, что уроки делать долго и сложно, то нужно предпринимать энергичные меры.
Прежде всего, нужно изменить эмоциональный настрой. Совместное выполнение домашней работы вами должно восприниматься не как мучение, а как любимое занятие с любимым ребенком. Хоть он уже и подрос, но все так же ждет от вас любви и внимания. Приступая к заданиям, начинайте с того, какой у вас он умниц. И это не обязательно успехи в учебе — найдите, за что можно его похвалить. Помните, задача — мотивировать детей управляться с уроками быстро, потому что от этого зависит, сколько времени останется на все другие дела. Мотивируйте всеми возможными способами. Это может быть и приз за быстрое выполнение заданий. Например, поход в кино, зоопарк, боулинг, аквапарк, прыжки на батуте — что угодно. Лучше, чтобы условия были известны заранее, до выполнения задания. Но и другой перегиб нежелателен — «реши задачку, и получишь банан, шоколадку, денежку в копилку». Не должно культивироваться меркантильное отношение — «я выполню упражнение, пример — а что мне за это будет?»
В дальнейшем можно ввести систему накопительных баллов, чтобы ребенок стремился к достижению результатов и ценил свой труд.
Никогда не делайте уроки за ребенка и не превращайте его в пассивного исполнителя. Учеба в школе — это работа ребенка. Вы можете сделать задание и попросить ребенка проверить, правильно ли вы сделали, в ваше время так вас учили, как учат сейчас или нет? Пусть объяснит вам задачу. Таким образом мы создаем мотивацию у ребенка запоминать и делиться, а не отчитываться. Отчитываться никто не любит.
Если вы видите, что у ребенка есть близкие друзья, поощряйте их совместные занятия, договоритесь с их родителями, чтобы они ненавязчиво присматривали за процессом. Главное, чтобы это не было банальное списывание. Лучше всего, когда ребята дополняют друг друга, подтягивая товарища по предмету, в котором более силен.
Интересуйтесь, как успевают по разным предметам другие дети в классе. Пусть ребенок порассказывает вам смешные и не очень истории из повседневной жизни. Ничего страшного, если он начнет сравнивать себя с другими детьми, или разных учеников в классе между собой. Ваша задача проследить, чтобы эта оценка была адекватной реальному положению вещей. Искренне интересуйтесь этим, и ребенок с удовольствием расскажет вам, что происходит интересного на уроках.
В ваших силах сделать из нудной, рутинной «домашки» веселую игру, которую ребенок с нетерпением будете ждать каждый день. Просто будьте счастливы рядом со своими детьми.
Управление учебным временем. Формируем навык.
На выполнение уроков для первоклашек должно уходить не более 30 минут. Количество времени увеличивается по мере взросления ребенка, но не должно превышать разумных пределов. В противном случае, школьник может переутомиться и сделать задание механически, не вникая в суть дела, тем самым не усвоив материал.
Ребенку лучше всего посоветовать сначала делать самые сложные для него задания, требующие максимум концентрации и внимания. Затем переходить к более легким. Однако, если в данный момент время на приготовление уроков лимитировано (запланированы какие-то другие мероприятия, поход в кружок, секцию, дневной сон, поездка к врачу, в магазин и т. п), то нужно начинать наоборот, с более легких, чтобы не завязнуть на выполнении одного какого-то сложного задания. Ведь тогда основной массив работ окажется не выполненным из-за дефицита времени. То есть, ребенок должен уметь самостоятельно расставить приоритеты, отделить главное от второстепенного. Обладать навыком ранжировать задания по сложности и скорости их возможного выполнения. Потому что это напрямую связано с умением рационально расходовать учебное время.
Честность и доверие
Родителям не следует проявлять тотальный навязчивый контроль над приготовлением уроков, требуя показать дневник для проверки оценок и домашних заданий. Лучше в доверительной беседе расспросите о пройденном материале и заданиях. Это позволит выстроить доверительные отношения с ребенком и узнать о заданном материале без проверки дневника.
Ведь вспомните, как в ваши годы учебы в классе всегда были один или несколько детей, которые заводили по два дневника — один для учителей, другой для родителей, а иногда еще и третий для бабушки. Думаете, сейчас это явление куда-то исчезло? Конечно же, нет, оно еще дополнилось и обогатилось в свете распространения цифровых технологий. Не создавайте ситуаций, провоцирующих ребенка вырывать листы из тетрадей, дневников, переписывать страницы. Задерганный до отчаяния ребенок может даже устроить «минирование школы» по телефону, чтобы только сорвать родительское собрание или контрольную работу. Несть числа таким историям. Не наказывайте ребенка за то, что он честно признался в том, что не выполнил домашнее задание и получил плохую отметку.
Не следует идти на поводу у ленивых или хитрых школьников, которые просят сделать задание за них, прикрываясь тем, что материал непонятен. Конечно, родителю гораздо проще быстренько решить пример или написать пару предложений и идти заниматься своими делами. Но, пропустив один или два вечера выполнения домашней работы, не нужно потом удивляться плохим оценкам, ведь такой способ выполнения уроков проходит без интеллектуальных усилий ребенка, исключительно на результат для учителя, а не для усвоения определенных знаний. Вы растите маленького формалиста, умеющего жить двойными стандартами.
Помогайте в том случае, когда пройденный материал оказался до конца не понятым ребенком, а вот домашнее задание по нему он должен выполнять самостоятельно.
В старших классах особенно важно делегировать ответственность детям за результаты их учебы. В частности, в аспекте предстоящей профориентации. С учетом ряда косно составленных ряда общеобразовательных программ по многим предметам не стоит жестко давить на старшеклассников, настаивая на доскональном изучении материалов, если они не пригодятся в профильном образовании после школы. Исключение составляют потенциальные медалисты, но число их невелико и здесь главная тяга должна идти от самих ребят. В современных быстроизменяющихся условиях гонки высоких технологий получение максимальных оценок абсолютно по всем предметам любой ценой становится историческим анахронизмом.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы