Гаджетомания — напасть или виток эволюции?

Для родителей

Ускорение свободного развития

Если мы оглянемся немного на наше прошлое, то увидим, что вплоть до 60-70-х годов прошлого века основным источником получения информации были книги и периодические издания, а также радиопередачи. Чуть позже – повсеместное развитие телевидения, в 90-е годы — магнитные носители, компакт-диски. И вот, темпы смены типа носителей на рубеже тысячелетий стали просто космическими. Далее следовала повальная компьютеризация, которая вызвала переход со стационарных компьютеров на ноутбуки синхронно с распространением интернет-технологий. И, наконец, в последнее десятилетие основным источником при считывании информации становится новое поколение электроники — планшеты и смартфоны.

И в авангарде усвоения плодов этого прогресса выступает подрастающее поколение. Ибо даже на примере поколений одной семьи можно увидеть, что дети наиболее восприимчивы к технологическим достижениям. В то время, как дедушка до сих пор читает газеты, бабушка печет блинчики при включенном радиоприемнике. А вот родители смотрят очередной телесериал или футбольный матч. Все семейство вроде занято привычным делом, но вот уже дочурка постит фотки в инстаграмм с айфона, сыночка «рубится» в танчики с планшета. Знакомая ситуация? Скорее обыденность. Стандартный выходной день, утро, вечер, да и будний. Если вы выглянете во двор, то увидите там зияющую пустоту. Разве что, изредка можно встретить мамаш с детишками — ну уж совсем маленькими. Ведь какие-то 15-25 лет тому назад ребята гурьбой носились по дворам да на футбольном поле, девочки прыгали через резиночку или играли в классики. Было шумно, весело во дворах, несмотря даже на обвальное падение рождаемости.

Ныне многие родители считают, что впору бить в набат — дети не развиваются, растут хилыми. Их ни в один кружок-секцию не затащишь, а другие родители, наоборот, довольны. Теперь их чада меньше будут болтаться по подворотням, поэтому меньше совершать правонарушений и попадать в плохие компании. Вести дискуссию можно до бесконечности, но факт остается фактом — дети действительно стали намного более домашними. А что же в сухом остатке? Давайте попробуем проанализировать.

Достижения

1.Действительно, кривая детской и подростковой преступности медленно, но неуклонно ползет вниз. Параллельно с этим, снижается травматизм, пограничные и стрессовые ситуации происходят реже.

2. Гибкость и пластичность мышления у современных детей и подростков возрастает. Если раньше обработка информации мозгом происходила линейно, от носителя к носителю — одна книга за другой, телепередача за телепередачей, то теперь скорость переключения между задачами становится поистине калейдоскопической. Вследствие этого мобильность в мыслительных процессах ускоряется.

3. Изменился тип усвоения знаний, поэтому зазубривание и получение физического массива данных сходит на нет. Оно уступает место знанию, где можно получить интересующую информацию. Другими словами, энциклопедичность оказалась замещена библиографией и источниковедением. Качественный скачок в приоритетности развития функционирования разделов головного мозга еще только предстоит оценить современным исследователям. При том, что многие работы по данной тематике уже опубликованы.

4. Культивирование рациональности действий и мышления. Зачем каждый раз таскать сумки с продуктами из магазина, когда можно организовать доставку на дом? Для чего переплачивать за одежду, если можно выбрать в интернет-магазине? Надо ли переводить бумагу для выполнения заданий? Если их можно выполнить в электронном виде? Конечно же, глупо полчаса на морозе ждать нужного автобуса. Если можно на интерактивной карте увидеть динамику движения и выйти на остановку непосредственно перед посадкой.

5. Прививается навык ценить свое собственное время и время чужих людей. Умение отделять важное от второстепенного. Вычитывается только нужное для выполнения конкретной задачи. Ненужное отсеивается щелчком мыши или скроллингом по экрану. Как следствие, время поиска нужной информации сокращается на несколько порядков.

Опасные тенденции

  1. Отчетливо прослеживаемая невротическая зависимость детей и подростков от электронных гаджетов. Что сегодня делают подростки вечером или ночью в кровати? Конечно же, ложась, обязательно берут с собой туда смартфон, планшет или ноутбук. Запускают игры, музыкальные приложения, просматривают сообщения в чатах и социальных сетях.

2. Размывание грани между реальным и виртуальным миром. На просторах сообществ, чатов, форумов дети оказываются вовлеченными в противостояния. А также эмоциональные коллизии со сверстниками, которых и в глаза-то скорее всего никогда не увидят. Особую опасность представляют различные деструктивные секты, которые пагубно влияют на неокрепшие детские умы.

Попробуйте IQClub бесплатно

3. Депрессивность, раздражительность как иллюстрация стремительно развивающейся социофобии. Ребенок привыкает жить в виртуальном мире, перестает общаться с ровесниками вживую. В итоге, оказываются неразвитыми элементарные навыки коммуникации, в реальную взрослую жизнь вступает совершенно неподготовленный человек.

4. Обездвиженность приводит к проблемам в физическом развитии. Без физических нагрузок и закаливания мы получаем ослабленных детей, нуждающихся в корректирующих упражнениях и процедурах. Нарушения режима дня и сна — из-за универсальности в использовании технологий, поэтому время между ночью и днем стирается. Посещение школы и любые другие обязательные действия с высокой повторяемостью воспринимаются как помеха и ограничение личной свободы.

5. Исследования в Южной Корее показали, что цифровая зависимость приводит фактически к усыханию до 10% нервных клеток в коре головного мозга. Это, по сути, наркомания, которая приводит к дистрофическим процессам в головном мозге.

6. Провоцирует безответственность и расточительность, непонимание последствий действий. Вспомним недавнюю историю, когда один белорусский мальчик решил раздать интернет-сигнал всем ехавшим в автобусе детям в режиме роуминга, так как экскурсионная группа находилась в Болгарии. Родители ребенка получили счет на услуги в размере нескольких тысяч долларов.

Вдумайтесь только, по результатам исследований психологов из университета Ландау у 60% подростков их девайсы находятся рядом с ними на ночном столике во время сна, а у 23% они лежат прямо в кровати или вообще под подушкой. И только 2% из всех опрошенных оставляют свои гаджеты за пределами спальни. Конечно же, о спокойном сне при таких условиях и речи быть не может. Каждый четвертый молодой человек просыпается среди ночи из-за полученных СМС-сообщений, WhatsApp или звонка. В среднем 30% подростков просыпаются среди ночи по вине девайсов 1-2 раза в неделю. А вот у 9% это происходит и того чаще — 3-6 раз за неделю.

Еще более радикального мнения придерживается известный по многим научно-популярным передачам и статьям доктор Курпатов — он прямо предрекает наступление эпохи «информационной псевдодебильности».

Какие меры можно предпринять родителям и насколько они будут эффективными?

Сейчас корпорации уже зарабатывают на блокировочных программах. К примеру, использование приложения Kidslox для iPhone, с помощью которого можно не только закрыть нежелательные программы для ребенка, но и установить лимит экранного времени, стоит почти 300 руб. в месяц. Проблема до сих пор остается актуальной, потому что не все родители настолько технологически продвинуты, что понимают, каким образом выставить эти настройки

А вот для детей постарше время для родительского контроля уже, к сожалению, упущено.

Любой условный пятиклассник или умеет сам, или знает, как сделать, чтобы перепрошить настройки и обойти раздражающую блокировку.

На родительских собраниях до сих пор раздаются предложения запретить использование смартфонов в школах и перейти на кнопочные телефоны. Но только в единичных случаях данное мероприятие достигало успеха. Определенно,  для этого нужно, чтобы все родители всех учеников класса поддержали это предложение. Ведь если находится две-три семьи, которые будут игнорировать договоренность, все усилия пойдут насмарку. Детское честолюбие и зависимость от мнения более авторитетных товарищей будет побуждать ребенка любой ценой быть не хуже других. Тщеславие некоторых родителей оказывает своим отпрыскам медвежью услугу, так как вовлекает их  с малых лет  в потребительскую гонку и соревнование родительских возможностей, в накоплении которых нет никакой детской заслуги, провоцируя комплексы у детей из менее обеспеченных семей.

Остается только попытаться извлечь пользу из новых привычек, неведомых более старшим поколениям, заставить их эффективно работать на выполнение текучих задач.

Читаем книги онлайн? Новости? Учебные пособия? Замечательно — больше не переводим бумагу, не плодим бесконечные папки, не пылим в квартире, не захламляем макулатурой жилище.

Как быть с развивающими программами для маленького ребенка, когда он уже с головой погряз в планшете? Попробуй усади его за задачник, решебник, абакус, раскраску или набор с карточками! И все-таки есть компромиссное решение, где в увлекательную игровую оболочку воплощены интереснейшие развивающие программы и курсы, когда, не отрываясь от уже ставшей привычной среды обитания, ваш ребенок сможет тренироваться и получать хороший импульс для становления мыслительной деятельности. Посмотрите внимательно на наши предложения: https://iqclub.ru/games

А если на дистанции в жизнь?

По подсчетам японских исследователей, если человек получит первый смартфон в 14 лет, то проведет восемь лет своей жизни, листая ленту в соцсетях. Правда, в Японии средняя продолжительность жизни составляет более 85 лет, тогда как в России — чуть больше 70-ти.

archer
Попробуйте IQClub бесплатно
Делает обучение увлекательным
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 189 оценок, среднее 3.99 из 5 )
Поделиться с друзьями
Блог IQКлуба