Моторика крупная и мелкая. Что стоит об этом знать?

Физическое развитие

Моторика — это общая способность к выполнению действий, связанных с движением. Мелкая моторика отвечает за ловкость рук и пальцев, умение манипулировать мелкими предметами. Крупная — за координацию движений, четкость действий частей физического тела.

Свойства моторики и чем она обусловлена

Моторика, т. е. общая физическая подготовка человека и его развитие, обусловлена прежде всего правильным построением и деятельностью двигательной системы. Она находится в неразрывной связке с функционированием нервной системы. И, несомненно, главную роль в выполнении различных операций, связанных с движением играет структура и состояние костно-суставной и мышечной системы, позвоночника, туловища и конечностей.

Составляющие моторики — это прочность и выносливость, координация, равновесие тела, а также сила, подвижность, скорость реакции и способность.

Различают 2 основных вида моторики — моторику большую и мелкую.

Координация движений

В координации движений помимо мозга участвует все тело или его большая часть. Говоря о крупной моторике мы имеем в виду такую активность, как ходьба, бег, прыжки, ползание по-пластунски, езда на велосипеде или плавание. А еще преодоление препятствий, игры с мячом, другие активности, в которых важна зрительно-двигательная координация.

Мелкая моторика

Мелкая моторика — это движения руки и пальцев. Она требует сосредоточенности, внимания и точности. Например, письмо, рисование, резьба, лепка из пластилина, завязывание обуви, отворение дверей ключами, хватание предметов, шитье, застегивание пуговиц, заплетание косичек, работа за компьютером с помощью мыши или сенсорным способом по экрану.

(c)freepik.com

Как идет развитие моторики ребенка?

Детская моторка сознательно и несознательно тренируется и совершенствуется с первого дня после рождения.

  • Как известно, к шестому месяцу жизни младенец должен держать голову, переворачиваться со спины на бок. Уметь садиться, держась за палец взрослого.
  • Малыш до года жизни должен сидеть без опоры, ползать, класть предметы в емкость, ударять их друг о друга.
  • Ребенок до 2 лет — самостоятельно ходить, бегать, подпрыгивать, широко расставляя руки, манипулировать предметами, катить мяч. А также подниматься и спускаться по лестнице, придерживаясь за перила, подниматься на носки.
  • Ребенку до 3 лет впору уметь подниматься по лестнице без помощи перил, обходить препятствия. Несомненно, предпринимать попытки самообслуживания. Тем не менее, он все еще нуждается в поддержке и помощи, потому что его движения ещё недостаточно точные. В этот период лучше всего осваиваются основные «локомотивные» действия. Особенно быстрыми темпами расширяется объем двигательных навыков.
  • Ребенок дошкольного возраста: эффективно использует устройства, свободно бегает и прыгает. Развивается его зрительно-двигательная координация, улучшает баланс, вестибулярный аппарат, оттачивается ловкость движений. К концу дошкольного периода ребенок полностью осваивает все навыки самообслуживания. Умеет объединять несколько двигательных действий в последовательность. Хватает, бросает, лазает по стенке, канату, через ограждение. Копирует действия окружающих.
  • Дети младшего школьного возраста осваивают почти половину движений, характерных для взрослого человека. Имеют навыки самообслуживания, гигиены, ухода за одеждой и комнатой, обращения с простыми инструментами. Движения становятся гармоничными, ритмичными и плавными. Возраст 9-12 лет — это «золотой период подвижности».
  • В период полового созревания двигательное развитие, как правило, подвергается разбалансировке. Наблюдается ухудшение координации движений и точности их выполнения. В общем это связано с тем, что разные органы и части тела развиваются скачкообразно. Например, пару месяцев усиленно растут лишь ноги, затем руки, шея. Рост разных органов и частей тела не связан между собой. Недаром говорят: «нескладный, как подросток».
  • К 18-20 годам, как правило, рост двигательной системы завершается, диспропорции выравниваются выравнивается и качество моторики достигает наилучших показателей.

Мелкая и крупная моторика — как улучшать?

Развитие крупной и мелкой моторики является первостепенным не только для полноценной физической подготовки, но и повседневной жизни. Для того, чтобы ребенок мог правильно выполнять сложные движения из мелкой моторики, нужно иметь прочно заложеный фундамент из основы крупной моторики. Поэтому приоритетная задача — координация движений, то есть развитие общей подвижности. А уж потом на этой основе можно заняться развитием моторики ребенка.

Координации требуют движения крупных частей тела — рук, ног, туловища, спины, шеи. Мелкая моторика требует совершенствования мелких частей тела, в частности, точных движений пальцев и кистей рук.

Изобретать здесь велосипед не нужно — методы известны давным давно. Для крупной моторики это активности на свежем воздухе, ежедневная зарядка, плавание, бег, прыжки. Весьма полезно будет посещение спортивных секций, да и просто уроки физкультуры в школе.

Для мелкой моторики — кружки по интересам, работа по дому, уборка квартиры, сбор урожая на приусадебном участке, интерактивные игры и обучающие программы. Например, на нашем обучающем сервисе iqclub. Среди игр вы найдете «Кликер» и другие увлекательные программы для ребятишек.

Заключение

Моторику, безусловно, необходимо тренировать и развивать с рождения. При этом необходимо иметь в виду, что темпы развития аппарата в немалой степени определяются и генетическими факторами, типом телосложения, врождёнными двигательными особенностями, а также внешними воздействиями окружающей среды. Развитие двигательных навыков у детей проходит неравномерно, с разной скоростью и разными результатами в одном возрасте — об этом стоит помнить.

Оцените статью
( 5 оценок, среднее 4 из 5 )
Поделиться с друзьями
Блог IQКлуба