Дислексия – что скрывается за этим явлением? Звучит сурово, как приговор, не правда ли? Немалому количеству родителей, чьи дети плохо успевают в школе, приходится слышать этот термин со стороны учителя или психолога. Но в чем же имеет она заключается?
Что такое дислексия?
Дислексия — это состояние, когда ребенок имеет трудности в обучении письму и чтению, хотя во всем остальном он вполне нормально развит физически и интеллектуально. Понятийно дислексия была впервые описана в 1968 году на Международной Конференции Неврологов. По различным выкладкам учёных, дислексией страдает в той или иной степени около 12 процентов детей. Причем, как правило, ей чаще подвержены мальчики, чем девочки.
Дети, страдающие дислексией, не различают звуки и формы. А ещё они не видят разницы в цифрах и буквах, и поэтому допускают много орфографических ошибок в одном предложении. Письмо дислектиков выглядит некрасиво и неразборчиво. Часто такие дети ошибочно считаются ленивыми и «неперспективными». Они, как правило, получают худшие оценки, да и изначально в школу поступают практически не подготовленными.
Дислексия — это целый пласт когнитивных нарушений, которые, безусловно, нуждаются в профессиональной терапии. В противном случае дети вступят во взрослую жизнь, будучи совершенно к ней не адаптированными. А, как известно, возрастом проблем с обучаемостью, усвоением новых навыков становится все больше, и наверстать упущенное уже не получается. Дислексики нередко чувствуют себя хуже других и основательно закомплексованы.
Два основных значения дислексии
Этот термин используется, как правило, в двух значениях. Первое, общее и широкое понятие — это специфические трудности ребенка в обучении. Оно охватыает несколько областей: собственно дислексию, дисграфию, дизорфографию, дискалькулию.
- Дислексия в узком смысле означает трудности в обучении чтению. Ребенок ошибается при чтении, а также путает похоже выглядящие буквы, переставляет звуки, пропускает слоги. Или, к примеру, читает начало слова, а дальше надолго задумывается. При этом темп чтения очень медленный
- Дисграфия — ребенок пишет «аршинными» буквами, далеко выходящими за пределы строчки. Пропускает, переставляет использует друг вместо друга при написании похожие буквы, слоги и слова. А еще одно и то же слово может написать несколькими способами. Например, «только», «тольок» и «ктольх»
- Дизорфография — отсутствие навыков грамотной письменной речи, нередко даже несмотря на знание правил правописания. Ребенок в одном тексте пишет, например, «номер» и «нумер» и не замечает разницы. Сюда же примыкает и дизорфоэпия. В устной речи в соседних фразах совершает разные ошибки, произнося одни те же слова каждый раз на новый лад.
- Дискалькулия — нарушения в изучении математики. Затруднено распознавание цифр и чисел, сохранение в памяти знаков и символов. А также смешение действий — например, ребенок пытается умножить, хотя сам же видит знак деления.
Дислексия развития и ее симптомы
Дислексия развития — это сложности в обучении, которые проявляются уже с самого рождения. Конечно, наличие этой проблемы автоматически не означает, что у ребенка снижен интеллект или он неправильно развивается. Дислексия развития может возникать даже у детей, которые в тестах на IQ и другой направленности достигают очень высоких результатов.
Как диагностируется дислексия у детей? Симптомы дислексии появляются уже в самом раннем возрасте. Дислексию развития может определить только психолог у ребенка, достигшего 10 лет. В более ранние годы достоверность такого диагноза будет невысока. Раньше вообще не принимали во внимание такой тип расстройства. Все ограничивалось увещеваниями со стороны педагогов, что нужно усерднее учиться, что лишь приводило к систематической невротизации детей.
В младенчестве тот факт, что ребенок не начинает сперва ползать, а сразу ходит, может вызывать подозрения на наличие дислексии. Наиболее полно симптомы проявляются в раннем школьном возрасте, но можно заметить их раньше, во время подготовки к школе.
В самообслуживании ребенок дошкольного возраста испытывает напряжение в застегивании пуговиц, не умеет завязывать шнурки. А еще с трудом пользуется ножом и вилкой.
В подвижных играх ребенок-дислексик проявляет себя неуклюже, в частности, постоянно спотыкается. Не может поймать мяч, плохо обучается езде на велосипеде, лыжам, плаванию. Всячески избегает двигательных занятий и физических упражнений, всячески старается пропустить уроки физкультуры в школе.
Кроме того, признаки дислексии присутствуют, если ребенок:
- Затрудняется в прочтении и в воспроизведении стиха наизусть, в изложении теста, написании диктанта.
- Не может запомнить последовательность слов, а также, например, месяцев или дней недел
- Путается в использовании в речи предлогов — «над», «под», «при», «от», «до» и т. д.
- Не любит рисовать, а то, что получается — содержит мало сведений и эмоций.
- Не может отсортировать предметы в рекомендованной последовательности, например, от малого до большого.
Кроме того, сложности в письме испытывает ребенок с неопределенной или смешанной латерализацией. То есть, когда, к примеру, используется то одна, то другая рука для письма. Кроме прочего, дислексию у ребенка можно заподозрить, когда он начинает поздно говорить.
В школьном возрасте это вызывает проблемы в обучении. Ребенок, несмотря на трудолюбие и усилия,в целом не достигает хороших результатов. В итоге все, что связано со школой, вызывает грусть и желание прогуливать уроки.
Как помочь ребенку с дислексией?
В дошкольный период можно говорить лишь о рисках развития дислексии, а не о специфических проблемах с обучаемостью. Несмотря на это, уже на этом этапе можно начинать терапию. Ее может проводить квалифицированный специалист, чаще всего это педагог, логопед или психолог. Впрочем, нельзя наказывать ребенка за отсутствие прогресса. Чрезвычайно важно замечать и награждать даже самые маленькие успехи. Это добавит ребенку психологическую устойчивость и веру в собственные силы. Терапия уменьшает сложности в обучении, но дислексия остается на всю жизнь.
Наблюдение и диагностика дислексии
Чем раньше распознать дислексию, тем лучше будет эффект от проводимой терапии. Не следует наивно полагать, что ребенок из этого вырастет или все само собой пройдет. Поэтому очень важна бдительность не только родителей, но и педагогов. Должна быть красная черта в определении отличия обычной лени от дислексии. Ребенка, у которого замечены свойственные ей отклонения, необходимо как можно скорее направить на психолого-педагогическую комиссию.
Чтобы диагностировать дислексию необходимо проведение специфических тестов, целью которых является оценка возможностей ребенка. Такая диагностика включает в себя обследования у логопеда, отоларинголога, педиатра, офтальмолога и психолога. Только после проведения исследования можно выдать ребенку свидетельство о дислексии, которое, безусловно, станет подспорьем в составлении индивидуального плана дальнейшего обучения. Благодаря справке о дислексии, ребенок не будет получать плохих оценок из-за орфографических ошибок. А во время уроков будет больше времени на переписывание информации с доски в тетради. Также на зачетах/экзаменах ребенок получит больше времени на решение задач.
Полезные упражнения
Тем не менее, все равно нужно с ребенком работать над коррекцией. Несомненно, принесут пользу различные задачки и головоломки — они помогают развить пространственное восприятие, воображение, боковое зрение. А еще решение фланговых задач и многое другое. На нашем интерактивном сервисе ребята успешно занимаются, решают задачки, в том числе и те, кому не повезло столкнуться с таким не очень приятным явлением, как дислексия. Безусловно, необходимо заниматься с ребенком по развитию координации глаз и рук, выработке умения чертить контуры предметов, риски. Рекомендуется также работа с закреплением правильных речевых навыков. Например, выделение гласных из слов и деление слова на звуки. Логопеды во время терапии практикуют не только проработку правильной речи, но и различные физические, оздоровительные упражнения. Помимо них большое значение имеет также диета. Рацион не должен содержать много сладостей и животных жиров.
ВАЖНО. Помните, что, к сожалению, нельзя полностью исключить дислексию у ребенка. Но можно, однако, в какой-то степени ее уменьшить и контролировать. Работа над исправлением письма или речи — лишь малая часть, верхушка айсберга, где в основе лежит ежедневная, кропотливая работа.
Итак, вот список других полезных упражнений для детей-дислексиков:
- Пересказ истории, увиденной на картинках.
2. Подбор отдельных частей для целого.
3. Рисование картинок по памяти.
4. Поиск в тексте одной и той же буквы.
5. Подбор в пары одинаковых картинок.
6. Найти лишнее на картинки (уметь выявлять закономерность, а также различные логические задачи)
7. Игра «Эрудит», шашки, шахматы, домино.
Вывод
Таким образом, дислексия общими усилиями и слаженной работой самого ребенка, родителей, педагогов, врачей, бесспорно, поддается коррекции. Прогноз на длительную перспективу в этом случае — умеренно-благоприятный.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы