С базовыми элементарными детскими навыками все однозначно и просто. К 10 годам каждый ребенок должен быть способен себя обслуживать и придерживаться общепринятых правил гигиены. Суметь провести минимальную уборку в комнате и приготовить несложную пищу. А также делать покупки в магазине, присматривать за младшими братьями и сестрами, ухаживать за домашними питомцами, помогать взрослым по хозяйству.
Что же касается навыков поведения в обществе, то здесь дело обстоит сложнее. Ведь родителям ох как непросто пройти по хрупкому мостику, склоняясь то в одну, то в другую сторону — между желанием воспитать в одном лице и послушного ребенка, и самодостаточную личность. По общему мнению детских психологов, к достижению возраста 10 лет важно, чтобы наши дети обладали вот такими ключевыми навыками.
- 1. Уметь отказывать
- 2. Адекватно воспринимать критику
- 3. Не бояться признавать ошибки
- 4. Постоять за себя и близких
- 5. Аргументировать свою позицию
- 6. Не поддаваться влиянию, быть самостоятельным в выборе
- 7. Не бояться спрашивать
- 8. Ценить свое время и окружающих
- 9. Уважительно относиться к окружающим людям
- 10. Способность к сопереживанию
1. Уметь отказывать
Мы долны объяснить детям, что не всегда есть возможность выполнить просьбы других людей. Бывают ситуации, когда ресурсы, материальные и временные строго лимитированы. А в некоторых случаях — говорить решительное «нет». Особенно, когда речь идет о границах личного пространства, интересов, жизненных принципов, безопасности, собственного достоинства. Дети, привыкшие к неукоснительному послушанию попадают в группу риска и могут стать жертвами психологического или сексуального насилия.
Это подразумевает, что и родителям стоит приготовиться в чем-то услышать «нет». Ведь умение отстаивать свои интересы имеет ценность, если это касается абсолютно всех. Оно выработается лишь тогда, когда у ребенка появится уверенность, что вы не будете любить его меньше, если он проявит свой характер.
2. Адекватно воспринимать критику
Как добиться того, чтобы для ребенка критика не превращалась в трагическую ситуацию? Прежде всего, c самых ранних лет ни в коем случае его не перехваливать. Если малышу привито мнение, что все его промахи, неудачи и срывы списывают на какие-то внешние причины и продолжают «умиляться лялечкой», то какое мы вырастим самомнение у нашего чада? Критическое мышление и отношение к собственным поступкам будет убито в зародыше. Если ребенку привито понимание, что не всегда все получится на отлично, что идеальных людей вообще не бывает, то критику со стороны будет воспринимать гораздо спокойнее. И более философски относиться к недостаткам окружающих людей.
Важно также объяснить ребенку разницу между обоснованной и необоснованной (конструктивной и не конструктивной) критикой. На простых примерах приучить соблюдать принцип «Критикуешь — предлагай!» А также — «Критикуй действие, позицию, а не личность человека». Для того, чтобы научиться определять тип критики, научите детей задавать вопросы типа: «Чем не понравился мой ответ?», «Из-за чего ты недоволен моим поступком?» и т.п.
3. Не бояться признавать ошибки
Нет людей, которые не совершали бы ошибок. Проблема в том, как научиться извлекать из них уроки. Не наказывайте ребенка за неумение что-то делать. Поведайте о своем опыте ошибок и о том, что только «набивая шишки» можно получить наиболее ценный опыт. Деликатно предложите свою помощь и направьте энергию ребенка в полезное русло.
4. Постоять за себя и близких
Некоторых детей воспитывают в атмосфере безропотного подчинения взрослым. Тем не менее, у детей должно вырабатываться понимание, что и взрослые не всегда могут быть правы. К примеру, учителю недопустимо высмеивать ученика в присутствии всего класса. Здесь чрезвычайно важно не «потеряться» и отстоять свои права. Но, конечно же, не посредством хамства, сквернословия и хулиганских выходок. Важно довести до осознания ребенком, что сила в правде, а она не на стороне агрессора. А также то, что жертва часто сама провоцирует агрессивное к себе отношение. То есть развить навыки самоконтроля и сдержанности.
5. Аргументировать свою позицию
Чрезвычайно важен именно ваш, родительский пример. Если ваш основной аргумент: «Я так сказал(-а), ты будешь слушаться, потому что я старше!», то это беда-беда. Наблюдая такое, ребенок точно не научится выражать свои мысли. С самых малых лет учите его обдумывать и обоснованно высказывать свою точку зрения. А это невозможно еще без одного ключевого навыка — умения слушать и слышать собеседника. Самое простое и одновременно сложное — начать с себя. Научиться выслушивать и уважать мнение своего ребёнка, как бы ни был он мал и неопытен.
6. Не поддаваться влиянию, быть самостоятельным в выборе
Чем ближе к подростковому возрасту, тем важнее становится одобрение сверстников и некоторая «крутость», статусность. Но уже к 10 годам у ребёнка должны быть заложены стержневые представления о добре и зле. Если угодно, простите за банальность — «духовные скрепы». Уметь не вестись на манипуляции, особенно ребят постарше и не совершать дурные поступки, боясь услышать насмешки : «А ты трус (маменькин сынок, ботан)!» Если друзья готовы от тебя отвернуться, когда ты не поддержишь их «за компанию» — значит, это никакие не друзья.
7. Не бояться спрашивать
Чтобы у ребенка не было стеснения задавать вопросы, на них необходимо отвечать. Даже и на самые удобные, и не в стиле «Когда станешь постарше, тогда расскажу». Будьте уверены, пойдет искать ответ и найдет его в подворотне, в интернете, у ребят постарше. А ваш авторитет как ведущего источника информации и опыта будет безнадёжно подорван. Наша главная задача здесь — поддерживать в детях любознательность. Если тебе что-то непонятно — всегда спрашивай, до тех пор, пока не разберешься в вопросе.
8. Ценить свое время и окружающих
У десятилеток все еще есть потребность в свободной игре и «ничегонеделании». Это добрые издержки усиленного роста мозга в этом возрасте. Но ориентироваться в потоках времени и приучать управлять им нужно именно сейчас. Это и есть основы тайм-менеджмента. Но усвоит их благополучно малыш лишь в том случае, если в первую очередь его соблюдают родители.
9. Уважительно относиться к окружающим людям
Объясните на примерах, что встречаются люди, которые высокомерно относятся к тем, кто ниже их по материальному статусу. Некоторые дети похваляются деньгами, успехами родителей, в которых нет никакой их собственной заслуги. А также связями, влиятельными родственниками, дорогой одеждой, поездками в экзотические страны, привлекательной, по их мнению, внешностью. Но это абсолютно не дает им никакого права унижать тех детей, которые этого лишены. Говорите с детьми о том, то ни физическое, ни эмоциональное насилие категорически недопустимы и научите действиям, какие принимать меры для его прекращения. Его нельзя позволять чинить не только над собой, но и в адрес других людей.
10. Способность к сопереживанию
Дети нередко в каких-то вещах бывают более жестокими, чем взрослые. Это возрастная особенность, связанная с неразвитостью эмпатии и эмоционального интеллекта. Однако, эти личностные качества так и останутся незрелыми, если мы не воспитаем в ребенке внутреннюю потребность заботиться об окружающем мире и людях. Человечность помогает увидеть и стремиться к более значимым для всего общества вещам, чем удовлетворение личных сиюминутных «хотелок». Личный пример родителей, совершающих добросердечные, бескорыстные поступки здесь будет как никогда заразителен.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы