Мир окончательно и бесповоротно «слетел с катушек». Как объяснить всеобщее безумие, что с 3 лет дети всенепременно должны быть подготовлены к школе? Самое интересное, что подразумевается отнюдь не чтение вслух сказочек и потом игра по их сюжетам в куклы. Нынче подготовкой к школе пафосно считается водить детей на курсы при будущей гимназии. «А то туда наше чадо могут и вовсе не взять. И что у него будет тогда за карьера после школы?» Вы серьезно? Карапузу пять всего-то пять лет! Вся его радужная перспектива сейчас выглядит как «а что мне будет, если я закину снежок на второй этаж?».
Детский психолог Катерина Дёмина уверена, что в этом возрасте ребятишкам больше стоит двигаться. Бегать, прыгать, вертеться и скакать, чем учиться прилежно складывать руки за партой.
Не мудрено, что отвезти ребенка на развивающие курсы легче, чем ежедневно самим вязнуть в рутине. Бесконечно залепленные пластилином обои, краски и клеи по всем поверхностям. Тут прилипло, там куча-мала. Об детали конструктора папа спотыкается, для детского утренника всё вытряхивается из шкафа. Детвора шумит, постоянная беготня, все время требуют к себе внимания. Эти бесконечные игры про мультфильмы. А как это выносить: «Ма, не хочу ничего делать, ты обещала мне айпад!». Вот тут собираешь волю в пучок и вместе с рюкзачком скоренько «на занятия. И, вроде бы,на три часа все при деле, а главное, что наше солнышко развивается.
На этих замечательных развивающих курсах, за редким исключением, деточек учат ну прямо-таки «нетривиальным» вещам. Как-то: сидеть за партой «правильно, соблюдая осанку», не бегать, не шуметь. А также уметь орудовать карандашом, делать раскраски по шаблону, обводить буковки.
Ребёнок выходит измученным, без сил, а ему ещё вдогонку домашних заданий надают. А ещё и ругают за то, что вертелся на уроке
Это не педагоги такие вредные, их самих точно так же воспитывали. Другие подходы им попросту не ведомы.
Но ведь самое естественное состояние для дошколенка — бегать, прыгать и вертеться. А еще держать, хватать и всюду с любопытством совать свой нос. А также ссориться, драться, строить куличики и отношения, сочинять и «свинячить» на рисовании и аппликации.
Главная и неоспоримая задача детства — вдоволь наиграться. Именно в свободной, непринужденной игре и вырабатываются формируются все полезные навыки и умения.
Вот простейшие примеры:
1. Подвижные игры с мячом. Развиваем внимание — за мячом надо следить. Вырабатываем координацию движений и ловкость — она нужна для усвоения точных наук и физики. Если это игра по правилам, а не просто беспорядочная беготня, то дети учатся взаимовыручке, соблюдать очередь, работать в команде. Вы видите, как эти полезные занятия вытесняют пресловутое «трудное поведение»? Вечный непоседа, выкрикивает с места, задирается, не может высидеть урок. Это разве веское основание сразу усматривать СДВГ? А если малыш просто не набегался? Нельзя без разбору всех раньше времени усаживать за парту!
2. Салки, прятки, колдунчики, войнушка, лазертаг, всякие-разные «Штандерт-стоп». И здесь также:моторика, ловкость, внимание, умение проигрывать.
3. Лего и другие разные кубики. Объемное мышление, восприятие механики, построение целого из частностей. Ведь это ж сколько надо маленьких деталек, чтобы заменить одну длинную планку? А чем можно заменить дугу, которая соединяла соединить два берега? Умение управлять проектом, доводить дело до результата, сосредотачиваться,договариваться с другими ребятами и выручать друг друга. Очень важное умение — творить пробовать и не сдаваться, увидев препятствие.
4. Шашки, шахматы, «ходилки», лото. Произвольное внимание, концентрация, умение планировать, выстраивать стратегию, тактические навыки. А также способность производить быстрые расчёты в голове.
.
5. Куличики, домики, тоннели в песочнице, лепка снеговиков. Это вырабатывает понимание физических свойств материи, тактильные ощущения, умение фантазировать.
И всё это вы хотите отобрать у детишек и заменить скучнейшим сидением за партой и рисованием кружочков да треугольников? Ни мозг, ни психика, ни тело ребёнка еще не созрели для этого. Общее впечатление, что эти занятия нужны скорее педагогам, по соображениям материального и психологического плана.
Мнение Нины Иосифовны Гуткиной, профессора кафедры возрастной психологии. Не устану повторять: до семи лет у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за чтение и распознавание цифр. Нужно ли знакомить детей с буквами, цифрами? Безусловно. Но, желательно — на подручных предметах, в естественной обстановке. С помощью игровых ситуаций, в первую очередь, на прогулке. Учиться читать по вывескам, объявлениям. А навык чтения толстых книг придёт позже, всему своё время.
Не берите на веру всякую околонаучную ересь, продвигаемую через многочисленные мамские сообщества. Не проникайтесь всерьез рассказами приятельниц, у которых «мальчик в пять лет уже шпарит Есенина наизусть»
Это не про умение читать и осмысливать прочитанное. А про память и дотошную и настойчивую бабушку.
Так что не тащите бедняжку на подготовку к школе. Ему и так это счастье потом на 11 лет. А сейчас еще и ковидная опасность сохраняется довольно высокой. Детки сами заболевают редко, а инфекцию передают активно, для взрослых членов семьи излишняя осторожность не помешает.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы