Замечания «чужих взрослых». Учимся реагировать

Для родителей

В нашем детстве понятия «взрослый всегда прав» и «старших надо уважать» были непреложным правилом. Но сейчас-то мы осознаем, что безопасность ребёнка от этого может быть под серьезной угрозой. Давайте вместе порассуждаем, как приучить детей отстаивать свои личные границы и уважать чужие.

С советских времен считалось общепринятым, что к ребенку может подойти любой взрослый человек и сделать замечание. Например, сосед по лестничной клетке, тетя подружки, классная руководительница параллельного класса, любой случайный прохожий или пассажир в транспорте. «Здесь шуметь нельзя, играйте в другом месте». «Почему ты не на уроках?», «Ты сначала вырасти, а потом уже пользуйся косметикой», и так до бесконечности.

Но вот мы повзрослели, а посторонние «тетки», выносящие мозг своими нравоучениями, почему-то никуда не делись. К примеру, прошлым летом стодвадцатикилограммовая бабища выгнала моего сына с друзьями с общественного пространства, прилегающего к нашему жилому комплексу. «Перестаньте орать, идите в другое место кататься на вашем дурацком гироскутере». Конечно, пришлось вмешаться в ситуацию и отстоять право ребятни играть в своем дворе. На следующий день детей вновь прогнали с площадки подальше, в сторону гаражей. Но больше всего меня обеспокоило, насколько безропотно ребята выполнили указание совершенно чужих взрослых людей. Как я думаю, необходимо с самого раннего возраста объяснять детям «границы» и научить, как противостоять взрослым «неравнодушным гражданам».

1. Правильно выстраивать границы — полезный навык

Вне школы или секции ответственность за ребенка несут родители. Так, на замечание в стиле «Чтобы завтра же постригся» или «Во что ты одет?» в школе от учителя, ребёнку лучше всего вежливо ответить: «Это не ваша зона ответственности». Это же касается любых других случаев, не только в школе. Если ребёнок чувствует дискомфорт, то его нужно научить, не вступая в пререкания, уходить от навязываемой темы беседы. Недопустимо бездумное выполнения указаний людей, не имеющих на это никаких полномочий.

2. Знать назубок «правило трусиков»

Еще до того, как малыш начнет посещать садик, первый класс, объясните ему, что к определенным частям тела и нательному белью могут прикасаться только самые близкие люди. Четко обозначьте их круг: мама, папа, бабушка. Воспитатель, врач — только в присутствии родителей. То же самое касается и рта. Ни нянечки, ни воспитательницы не имеют права насильно запихивать в рот еду или что-то другое. Времена совковских детсадов, когда несъеденные макароны угрожали вывалить за шиворот или заклеить глаза пластырем, кто не будет спать в тихий час, «отрезать язык» за болтовню канули в прошлое. О всяких сомнительных поползновениях дети должны незамедлительно сообщать вам.

3. Выработайте навык «я-сообщений»

Эти сообщения сжато и понятно выражают личное мнение ребенка. Например, «мне не нравится», «я не хочу», «я хочу», «я могу», «я готов», «я согласен», «я не согласен». Будьте внимательны к мнению детей, воспринимайте как важный их выбор.

4. Уважайте личные границы ребенка

Поощряйте твердость ребенка в принятии им решения. Если на ваш вопрос ребенок ответил «нет», не пытайтесь идти на ухищрения, чтобы получить желаемое «да».

5. Покажите детям личные границы других людей

Объясните малышу, что каждый человек имеет право на свое мнение, желания, эмоции, заблуждения, ошибки, наконец. Обозначьте «красные линии», которые переступать нельзя. Например, злиться, топать ногой, бежать жаловаться, требовать согласия, если кто-то имеет свое мнение, отличное от мнения вашего ребенка.

Оцените статью
( 18 оценок, среднее 4.3888888888889 из 5 )
Поделиться с друзьями
Блог IQКлуба