Можно ли отбирать у детей гаджеты из-за плохих оценок?

Можно ли отбирать у детей гаджеты из-за плохих оценок?

Смартфоны есть сегодня почти у всех детей. Целыми днями они зависают в сети. Из-за этого часто времени не хватает ни на нормальный сон, ни на прогулки, ни на приготовление уроков. Родители на нервах, а тут еще двойка за двойкой… На злободневные вопросы родителей отвечает Михаил Воропаев, профессор, заместитель директора Института педагогики и психологии образования Московского Государственного Педагогического Университета. Итак, приступаем к вопросам.

Можно ли использовать как меру наказания временное лишение гаджета?

Нельзя кричать, поднимать руку, использовать ремень как инструмент наказания за плохие оценки. Кто есть у ребенка кроме вас, родителей? «А вот меня лупили, и ничего, вырос нормальным человеком!». Некоторые до сих пор считают так. Оставим сейчас за скобками, что применение физической силы для наказания детей — это нарушение закона. Телесные наказания всегда воспринимаются детьми как чрезвычайно травмирующие. Поэтому вполне объяснимо, что во многих семьях используют как альтернативу шлепкам и подзатыльникам запрет на пользование смартфоном, планшетом, ноутбуком, компьютером. Это допустимо, но все же лучше, чтобы такое ограничение запомнилось детям прежде всего как родительская забота об их здоровье и благополучии.

Крайне недопустимо сопровождать наказание злорадством: «Я тебя научу, как вести себя! Говорил — попадешься, пеняй на себя!» На какой после этого воспитательный эффект вы можете рассчитывать? Тогда как намного лучше произнести спокойно: «Я тебе сочувствую, но ты сам понимаешь, что провинился…»

Есть ли хоть какая-то польза от гаджетов для самых маленьких?

По результатам исследований среди старшей группы дошкольников выяснилось, что более 60 процентов ребятишек имеют смартфоны. Из них от 5 до 10 % пользуются ими практически бесконтрольно. Чаще всего дети играют в различные игры. В большинстве случаев это разряд игр-аркад. Высока доля игр с напряженным игровым процессом. Вред, который это наносит неокрепшей детской психике чрезвычайно велик.

Безусловно, полезные компьютерные игры тоже встречаются. Как правило, все они платные. Подписка может составлять от 1 до 2 тысяч рублей и выше за игру. Если встречаются развивающие игры на бесплатной основе, то они очень просты. Когда вам предлагают скачать игру бесплатно, хотя всем известно, что она платная, то часто это окажутся спамщики или мошенники. Вы запускаете скачанное приложение, и в лучшем случае вас забрасывают рекламой каких-то товаров. Есть ли выход из этой ситуации? Одним из решений, например, могут быть интерактивные развивающие игры на BrainApps. Для них специально создана мобильная версия для смартфонов.

Многие школьники из-за коронавируса перешли на дистанционку. Непонятно, как и кто будет обучать детей элементарным навыкам — читать, считать и писать? Папа с мамой и бабушкой, учитель с экрана монитора, смартфон?

В первую очередь, честно объясните сами себе: все мы оказались в чрезвычайной ситуации, которую никто не смог предугадать. Заранее приготовьтесь к тому, что будет трудно и примиритесь внутренне с этой ситуацией. Ребенок должен научиться читать, у него должен быть сформирован почерк. И это несмотря на то, что в реальной жизни сейчас письмо от руки почти вышло из употребления. А уж к моменту взросления нынешнего поколения детей процесс отказа от ручного письма завершится окончательно и наверняка. Но навыки письма чрезвычайно важны для выработки умения переключаться между задачами, усидчивости и развития мелкой моторики рук. Возможно, одному ребенку понадобится несколько месяцев на то, чтобы научиться писать, а другому и года окажется мало.

Методики обучения для младшего школьного возраста, приспособленные к дистанционному формату, к сожалению, пока плохо проработаны, существуют в очень сыром виде. Поэтому все ожидания, как и встарь, адресуются мамам, папам, дедушкам и бабушкам. Теплится огонек надежды, что большинство учителей начальных классов сможет адаптироваться к дистанционной форме обучения и помочь освоить ее детям и родителям.

Итак, младший школьник учится, не выходя из дома. Какой носитель лучше использовать для чтения? Обычную книгу или гаджет?

В младших классах все же лучше использовать книги. Они воспринимается как целые объекты, а текст в гаджете — как отрывочек, некий изолированный фрагмент. Он не дает целостной основы для восприятия ребенка. Помним, что человек тысячелетиями формировался в процессе взаимодействия с материальными предметами.

И все же, от виртуальной реальности никуда уже не спрятаться. Какие положительные обучающие моменты может дать компьютер?

Современные программы способны помочь в тренировке навыков, но скорее технического, нежели не творческого характера. А вот онлайн-уроки, когда учитель в мониторе читает лекцию и устно опрашивает учеников, трудно назвать эффективными. Тот, кто думает, что живой урок и урок перед экраном — одно и то же, к сожалению, ошибается. В ряде научных статей изложено обоснование разницы между двумя видами обучения. В частности, человек при живом общении «считывает» до 100-160 различных параметров. А вот гаджет такой возможности пока не может предоставить.

Реальность вокруг меняется очень быстро. Например, боты-виртуальные помощники Алиса и Сири уже сегодня распознают и понимают типовые фразы. Не за горами появление современных программ, способных выявлять и направлять в продуктивное русло нестандартное творческое мышления у ребятишек. Несомненно, их создание требует серьезной ресурсной базы.

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации
Добавить комментарий