Дистант «второй волны» и его грядущий итог — «Образовательная яма»

Дистант «второй волны» и его грядущий итог — «Образовательная яма»

Ранней осенью многие не верили, что переход на школьный дистант случится в реальности. И вот дистанционку ввели, но пока только для 6-11 классов. Что изменилось за эти два месяца?

И грянул гром

Со второй половины лета в Европе медленно, но неотвратимо стала нарастать вторая волна пандемии. А в России в это время все еще царила относительная безмятежность. Это там где-то у них заболеваемость галопом скачет, а у нас «тихая гавань». И вот, начиная с сентября, коронавирус повсеместно перешёл в наступление. В этой ситуации переход на дистанционное обучения оказался предрешенным.

Дистант автоматически означает, что ваше чадо должно быть охвачено полезными и разнообразными занятиями на дому. «Спущенные» методички Минобразования для родителей представляют собой некое подобие журнала «Мурзилка» и «Веселые картинки» в одном флаконе… «Свет должен падать на клавиатуру», «чаще проветривайте комнату»… «следите за работой ребёнка на компьютере». И картинка с упитанной мамой-домохозяйкой из книги 1955 года выпуска «Детское питание» . Целевая аудитория такой заход восприняла, как бы это сказать, помягче…

Что пишут в социальных сетях, мамоблогах пользователи:

Екатерина, Черемхово: Это мучительная, нудная процедура. Еще большой вопрос, кого хотят замучить первыми, детей или их родителей. Во-первых, не у всех дома есть работоспособная компьютерная техника и быстрый интернет. Во-вторых, сами школы совершенно не подготовлены к дистанционному обучению. Никто не проинструктировал ни родителей, ни детей, как правильно заниматься на онлайн-платформах. Просто взяли и „вывалили“ учебные программы в онлайн и продолжают нагромождать дальше. Как хотите, так и разбирайтесь. Сиди и угадывай, в какой папке лежит нужный материал, а какая для выполнения и отправки заданий. На это уходит очень много времени».

Более 70% родителей убеждены, что ребенок слишком много отвлекается при такой форме обучения, как дистант. Примерно 60% испытывают сбои в работе онлайн-платформ и медленную скорость интернет-соединения. Более 20% педагогов, по оценке родителей, имеет слабую цифровую грамотность. Один из десяти детей не имеет интереса к онлайн-обучению. Крайне мало качественного обучающего цифрового контента. Если такая проблема с материалами по учебе для детей, то что уж говорить про контент для родителей? А дидактические материалы для педагогов? Одним словом, дистант — новая и неизведанная для нас среда.

Методички, они такие методички…

Но вернёмся к методичкам Минпросвета. Безусловно, все родители знают и про санитарные нормы, свет, и про циркуляцию свежего воздуха в помещении. И про обязательные отчеты учителям, выполнение расписаний. Но как все же полноценно подключиться к дистанционной работе? Вот, например, образовательная платформа «Цифровой колледж». Как вам такое чудесное откровение: «Платформа помогает выстраивать полноценный образовательный процесс в дистанционной форме». Масло масляное потому, что оно маслянистое!

Где алгоритмы для работы учителя? Что вкладывается в понятие «игрофикация процесса»? Какие инструменты можно использовать для дистанционного контроля и помощи? Ничего не остается родителям, как лишь по старинке нависать над школяром из-за плеча.

Также, почему в качестве предпочтительных обучающих онлайн-ресурсов предложены лишь социальные сети (например, «Одноклассники»)? А как же интерактивные образовательные платформы? Да, упоминаются неплохие Microsoft Teams, электронный дневник и МЭШ, но и они не панацея.

Отзывы педагогов (имена изменены)

Светлана Владимировна: «Три дня подряд районный куратор МЭШ зачем-то читала нам вслух сайт. Мы просили объяснить, куда и на какие кнопки нажимать. Нас интересует мастер-класс, а не надиктовывание текстов с сайта. Так-то мы все вроде грамотные, буквы знаем».

Елена Валентиновна: «Какая польза от такого обучения? Только выматывает нервы. Постоянные технические неполадки. То материал не крепится, то виснет, то урок не открывает, проверочные работы невозможно исправить. Недавно опять обрушился сайт, мы полдня не занимались и снова выбились из учебного плана».

Ирина Викторовна: «Учителя совершенно не приспособлены к работе в МЭШ. Мне приходится часами заниматься по телефону со старшими коллегами. Столько сил вместо уроков уходит на объяснения, что нужно сделать и почему не получается! А я обыкновенный учитель начальной школы, не куратор и не методист. Мне за это никто не доплачивает. Нет службы поддержки, язык изложения лекций скучный. Педагоги — это живые люди, и для них нужно обучение должно проходить максимально доходчиво. Как мы можем детей обучать по этим методичкам, если педагогов толком обучить не можем? Всё, что необходимо по дистанту, я искала и изучала сама на других ресурсах».

Хотят ли переучиваться преподаватели?

Но все же худо-бедно процесс освоения цифровых технологий среди учителей движется. А вот с родителями положение намного тяжелее. В частности, сообщество «Вконтакте — Подслушано у учителей» провело опрос среди педагогов. Выяснилось, что из более 5000 человек 36% педагогов поддерживают дистанционное обучение, 42% — против. 7% среди опрошенных — это те родители, что за дистанционку, противников вдвое больше. Оставшиеся — это дети, их мнения разделились поровну.

Анна Юрьевна, Северодвинск. «Я голосую за дистант. Мы никак не не защищены от заболевания. У нас половина педколлектива на больничном, на подмену уроков выходят и завхоз, и библиотекарь… Очное образование в таком режиме — вы о чем? У многих не остается сил и здоровья. Часто болят ноги, особенно у пожилых. Немеют руки от тяжести сумки с тетрадями на проверку… Каждый день — подвиг, а родители за это еще больше на нас наседают, пишут жалобы. Столько сил приходится тратить на препирательства, оправдания».

Марина Олеговна, воспитатель группы продленного дня, Минусинск: «Как учителю, для меня лучше за дистанционное образование. Но как воспитатель я против дистанционного образования, потому что без живого общения никакого воспитания не получится».

Если весной подавляющее большинство и учителей, и родителей, и учеников были против дистанционки, то через полгода общее мнение стало меняться. Это связано главным образом с привыканием к новому цифровому формату. Хоть ребята и скучают по школе, но довольно быстро приспосабливаются к новым условиям. Единственные, кто тормозит процесс — это родители. У них проявляется большая обеспокоенность за будущее детей.

Наблюдения указывают на то, что, к сожалению, уровень подготовки и знаний учеников падает. И шансов на поступление в престижные вузы у них будет меньше. Именно поэтому наблюдается всплеск спроса на репетиторские услуги. По данным «Авито», осенью 2020 года спрос на репетиторов по английскому, русскому языкам и математике вырос более, чем на 20% по сравнению с тем же периодом 2019 года, а предложение — на 30%. Например, по Москве в среднем час работы репетитора оценивается в 800 рублей.

Неутешительные выводы

Не за горами ситуация, когда мы увидим образовательное расслоение. Тяжелее всего придется детям в сельской местности, где затруднен доступ к интернету. Поступление в вузы станет для них крайне проблематичным. В малых и средних городах смогут поступать в вузы только дети тех родителей, которые будут способны нанять репетиторов. Усугубится проблема также и в столицах, городах-миллионниках.

Пока не будет выстроен полноценный дистант «семейного формата», большинство школьников будут недополучать знания. А это значит, что общий уровень образования в стране упадёт. Многих усилий стоит преодоление «демографической ямой» 90-х годов. Но как выбираться из «образовательной ямы двадцатых» — пока абсолютно непонятно.

Как никогда актуальна сейчас дистанционная работа и для родителей. Поэтому для многих будет полезным обучающий курс «Удаленная работа»

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации
Добавить комментарий