Ну вот, и снова (а кто-то с детками и впервые) переступили мы школьный порог. Не все ребятишки легко адаптируются к новому ритму, режиму дня, а второклашки и старше изрядно поотвыкли за время каникул. Тем более, что они оказались в этом году необычными, затянувшись на без малого полгода, своего рода такими «полуканикулами».
С началом школьных занятий у детей меняется режим дня, возрастают требования к ним, а вот новых свобод и всяческих «плюшек» отчего-то не добавляется. Для многих детей это серьёзный стресс. Поэтому в период адаптации ребенок может стать капризным, рассеянным, раздражительным и тревожным. Часто нарушаются сон и аппетит.
- Вместо нудного и обширного предисловия
- Не приучайте к режиму дня заранее
- Не рассказывайте ничего про школу, не готовьте к ней
- Раздувайте свои опасения и не замечайте детские страхи
- Не обращайте внимания на чувства ребенка и его переживания
- Не учите общаться со сверстниками
- Не заботьтесь о внешнем виде, полезных привычках и репутации
- Запрещайте брать в школу любимые игрушки
- Покупайте вещи для школы без участия ребенка
- Создавайте страх перед учителем
- Ругайте за неуспеваемость
- Не замечайте успехов ребенка, ведь это само собой разумеется
- Превращайте сборы в школу в гонку с препятствиями
- С праздником — Днем знаний
Вместо нудного и обширного предисловия
Родителям первые недели осени тоже даются нелегко: они ожидают праздничных впечатлений, а получают малоуправляемого, не всегда предсказуемого ребенка.
Многие почему-то полагают, что адаптация ребенка к школе — это компетенция только лишь учителей. Но именно родители и старшие братья и сестры могут помочь ребенку быстрее привыкнуть к новым условиям или, наоборот, замедлить этот процесс.
Родители иногда неосознанно совершают ошибки, тиражируя и без того в среднем не больно-то охотное желание отпрысков посещать школу. А по мнению некоторых чрезмерно «продвинутых» родителей школа — это вселенское зло, от которых чад нужно всячески ограждать. Особенно, если сами в свое время натерпелись. Что же необходимо им предпринять, чтобы безболезненная адаптация к школе не состоялась?
Одним из таких и является наш читатель и постоянный пользователь курсов iqclub.ru , папа двоих детей и уже молодой дедушка Владимир Владимиров. Он прислал нам письмо-крик души «о наболевшем». Считая себя «педагогическим диссидентом», от доброго сердца делится с нашими читателями своими вредными советами. Итак…
Не приучайте к режиму дня заранее
Если еще до школы не перейти на «школьный режим», то тогда нормального включения в учебный процесс и не случится. Зачем ложиться спать в строго определенное время? А утром нехотя подниматься, делать зарядку, умываться, плотно завтракать? Кто сейчас так делает, только дети старорежимных, рожденных в СССР родителей? Но мы же с вами новое, продвинутое поколение родителей века информационных технологий! Зачем планировать вместе с ребенком весь его день? Как оно будет, тому не миновать. Все, что нужно — есть в смартфоне.
Не рассказывайте ничего про школу, не готовьте к ней
Пусть для ребенка станет сюрпризом то, как проходят уроки в школе, как там нужно себя вести. Не нужно рассказывать ему про уроки, про учителей, про требования на занятиях. Пусть сам кувыркается, как хочет, набивает себе шишки. Дежурные по школе, старшеклассники, завуч, директор, а если будет недостаточно — и инспектор по делам несовершеннолетних доходчиво объяснят малому все правила поведения.
Раздувайте свои опасения и не замечайте детские страхи
Делитесь с чадом от души всеми своими сомнениями, страхами, касающимися школы. Вспомните самые неприглядные истории из своей школьной биографии и расскажите малятам. Предупрежден — значит вооружен. Пусть по приходу в школу будут всегда начеку. Ведь подвоха можно ждать откуда угодно — это может быть и уборщица с шваброй, и учитель физкультуры, и даже кабинет биологии с его опасными для неокрепшей детской психики экспонатами и раздаточными материалами. Да и к глобусу в кабинете географии лишний раз лучше не приближаться!
Не обращайте внимания на чувства ребенка и его переживания
Это лишь закалит его, укрепит в уверенности — «в школу ходят все, нечего бояться, ты уже большой». Не нужно докапываться до причины того, почему ему сложно привыкнуть к школе. Если есть конфликт со сверстниками или учителем — пусть все разруливает сам.
Не учите общаться со сверстниками
Не инструктируйте малышей, как выходить из конфликтных ситуаций: что делать, если ударили? Или сам ребенок кого-то обидел? Не внушайте, что нехорошо без спроса брать чужие вещи. Быстрее повзрослеет, улица сама все на свои места расставит. Не учите ребенка, как правильно общаться с учителями и товарищами. Перестаньте выслушивать нытьё про то, как страшно выйти к доске или как неудобно подойти с вопросом к учителю.
Не заботьтесь о внешнем виде, полезных привычках и репутации
Зачем вам следить за гигиеной вашего малыша, его одеждой и обувью? Не взял с собой «сменку» — пусть учится сам договариваться с друзьями, если надо — сбросят мешок ему из фромуги классного кабинета. Если хочет, пусть ходит в одной и той же сорочке хоть всю четверть. Для надзора за этим есть одноклассники, особенно некоторые сердобольные девочки и староста класса. Детский коллектив — это могучая, авторитетная сила. Он самостоятельно решит, кто неряха, кто замараха, а кому придется и «пояснить за шмот».
А насчет масок, санитайзеров, перчаток и качества мытья посудомоечной машины у персонала столовой — так это вас вообще не касается, без вас разберутся, даже и не смейте интересоваться! Если в родительском чате организуется очередной сбор денег — безропотно снимите. Интересоваться отчетностью — воистину дурной тон, признак занудства и плохого воспитания. Попомните о том, сколько чаду учиться в этой школе и как оно потом будет сдавать ЕГЭ.
.
Запрещайте брать в школу любимые игрушки
В школе детям нужно учиться, а не игры устраивать. «Ты уже большой». А этот доставший треп некоторых мягкосердечных родителей, что любимая игрушка напоминает про дом, про привычную обстановку? И, якобы, она обладает неким терапевтическим эффектом — снимает напряжение. Ну, так, а кто обещал, что будет легко? Нам ведь свое время ничего подобного не позволяли.
Покупайте вещи для школы без участия ребенка
Нечего разгуливать по магазинам канцтоваров и привередничать. Нравится-не нравится, бери, что дают, а то и этого не будет! Мы же, когда учились, писали по полкласса одинаковыми ручками, и пеналы у всех открывались щелчком и были похожи на магазин патронов.
Создавайте страх перед учителем
Внушите ребенку, что учителю всегда и во всем нужно беспрекословно подчиняться. Послушание — основа школьного порядка и залог успешного образовательного процесса. Главное — не рассердите! А то мало ли, что классной придет в голову — может и указкой лупануть, и дебилом необучаемым обозвать, и несъеденную кашу за шиворот пристроить. А что? У нас же школа экспериментальная, образцово-показательная, элитная. В других школах — хочешь ешь, а хочешь — не ешь. А у нас — хочешь-не хочешь, а ешь!
Объясните ребенку, чтобы он не выносил мозг по всякой ерунде учителям. Не понял, как выполнить упражнение, не справился с домашним заданием, прослушал место и время сбора на экскурсию — ну так это твои проблемы. Учителя — они тоже живые люди и не для того они долго и трудно учились на педагога, чтобы теперь возиться с каждым школяром. Для этого есть факультативные занятия и частные репетиторы. В крайнем случае — коррекционная (вспомогательная школа).
Ругайте за неуспеваемость
В первом классе еще не ставят оценки, но все равно будьте начеку. Если что-то по какому-то предмету не получается, гасите проблему на корню. Пусть вытворяет, что хочет, но чтобы весь материал был выучен назубок. Не понимаешь смысла стихотворения? А зачем тебе понимать, твоя задача — выучить. Приготовление уроков — наше все. Никаких гаджетов, мультиков, самокатов, пока у тебя не будет идеальной табели об успеваемости. Все остальное (духовно-нравственное воспитание, физическая культура, трудовые навыки) нас не интересует и в это мы категорически не вмешиваемся. Это школа нам должна, а не мы ей!
Не замечайте успехов ребенка, ведь это само собой разумеется
Если при сравнении успехов вашего ребенка с достижениями других детей какой-то из показателей окажется не в его пользу — не жалейте выражений. Отчитайте его и требуйте не далее, как с завтрашнего дня как минимум таких же результатов, как у того ребенка. Как он будет этого добиваться — его забота. Одно только предвкушение выволочки при не достижении ожидаемых результатов уже само по себе должно стимулировать.
Первоклассник аккуратно написал слова, посчитал правильно задачу, выучил стихотворение. Ну и что? Обращайте внимание только в том случае, если он это сделал хуже, чем другие дети.
Превращайте сборы в школу в гонку с препятствиями
Во–первых, так будет интереснее и только в плюс. Во-вторых, подгоняя ребенка и крича на него, мы и сами собираемся на работу шустрее. Рабочий день еще не успел начаться, а мы уже в тонусе. В-третьих, если не задать утром нервотрепку, то можно представить себе, какое сонное царство там будет на уроках.
Здорово, если так будут поступать все родители. Мы же договорились в самом начале, что за режимом дня и отдыха не следим? Незачем учить школьника заранее собирать рюкзак и готовить одежду на завтра. А уж делать зарядку и завтракать, не отвлекаясь на мультики и игрушки — и подавно. Ведь когда он вырастет, то станет популярным блогером!
Так что, всем приветов в этих ваших ынтернетах, и, что бы там ни было, с праздником 1 сентября — Днем знаний!
С праздником — Днем знаний
Интерактивный центр детского развития iqclub.ru, интеллектуальный сервис комплексного саморазвития для взрослых brainapps.ru и наша (искренне ваша) дорогая редакция от всей души присоединяется к поздравлениям и желает всем ребятам и их родителям, а также педагогам в новом учебном году роста во всем, гармоничного развития и отличного настроения. Всегда помним о том, что будущее — в наших руках!
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы