Детское воровство – это такая проблема, которую родители часто стесняются обсуждать даже в кругу близких людей, не то что обратиться за помощью к детскому специалисту. После таких случаев они считают ребёнка безнадёжным мерзавцем. Многие укоряют себя и считают виновными в проявлении таких качеств у их чада, но, как справиться с этим себе не представляют.
Почему случается детское воровство?
1. Когда очень хочется получить желаемое, и он не может сопротивляться этому желанию. Последствий он обычно не осознаёт и даже не думает о них, подчинившись секундному «хочу». Игрушки, конфеты, фломастеры, ягоды у соседей на садовом участке, мелкие деньги, папин ремень, цыпленка, котенка, все, что приглянется.
2. Общее недовольство жизнью. Это характерно для детей, у которых в семье неблагоприятная атмосфера, родители безразличны к детям, нет взаимопонимания. Детское воровство в этом случае вызвано обидой, а не желанием заполучить конкретную вещь.
3. Умысел завладеть запретной вещью. План действий ребенком тщательно обдумывается. От первых двух видов воровства отличается тем, что заранее осознаются последствия и прорабатываются пути отхода. Обычно никто не узнает об этом его поступке, пока он сам в нём не признается.
4. Детское воровство как попытка показаться друзьям «крутым» — украл шоколадку, чтобы заработать авторитет у сверстников. Обычно потом ребёнку очень стыдно, и случаи воровства не повторяются.
5. Патологическое влечение (клептомания), при котором нужна скорейшая помощь специалистов. Ребёнок может просто брать всё, что «плохо лежит», а потом складывать это в какое-то тайное место. При этом украденными вещами он не пользуется, просто собирает их.
6. Допущенные родителями и педагогами пробелы в нравственном воспитании ребёнка. Он может просто не осознавать, что делает что-то плохое, поскольку не ведает простейших морально-этических норм.
Что делать родителям?
1. Самое первое, что должны сделать родители – это понять, с чем связано детское воровство. Понимание причины конкретного случая поможет наметить пути решения проблемы.
2. Научить детей удерживаться от совершения краж. Они должны видеть грань «свое-чужое». Как бы ни хотелось заполучить чью-то вещь, необходимо привить понимание, почему ее красть её нельзя. Для этого нужно развивать у детей волевую регуляцию, формировать у них определённые нравственные нормы и представления. Развивать навык контроля своих желаний и умение чётко различать разницу между плохим и достойным поступком. Помимо этого, невероятно важное значение приобретает эмоциональное благополучие ребёнка, поскольку его отсутствие – один из факторов, провоцирующих детское воровство.
3. В раннем возрасте хороший эффект дает сказкотерапия. Порицание героев, которые что-то украли, их раскаяние и становление на пусть истинный – всё это хороший пример для ребёнка, которому им захочется следовать. Заметное влияние оказывает и просмотр фильмов, где в сюжете присутствуют такие недостойные поступки героев и их последствия.
4. Проводить воспитательную беседу можно только в случае полной уверенности в виновности ребенка в случившемся. Иначе можно навсегда потерять его доверие, и надолго, если не навсегда испортить отношения с ним. В некоторых сложных случаях не лишним окажется инсценировать «кражу» какой-то значимой для ребенка вещи, с возможным ее последующим возвратом, но заострить внимание на том моменте, когда он сам побывает в роли обворованного человека.
5. Всегда хорошо помогает откровенный, доверительный разговор. Нужно понять, зачем ребёнок пошёл на такой поступок. После этого вместе с ним нужно обсудить, как преодолеть последствия кражи. Задать вопрос, «Как ты сам(а) теперь видишь выход из ситуации, как возвращать вещь владельцу»? Немаловажно дать понять, как сильно воровство огорчает родителей. Что жалко не саму украденную вещь, а подлость поступка в отношении другого человека. Как тебе после этого можно доверять. Вот эти нотки души нужно затронуть, чтобы ребенок сам пришел к пониманию, что больше нельзя поступать так в будущем.
6. С самыми маленькими помогает простая разъяснительная беседа о том, что они поступают плохо. На первый раз, если кража осталась незамеченной, можно предложить тихонечко положить вещь на место. А вот с детьми постарше беседы будут уже серьёзнее, а причины могут быть не так просты, как на первый взгляд. Со школьниками даже в благополучной ситуации стоит провести беседу о правовых последствиях воровства и рассказать несколько поучительных историй из жизни взрослых и подростков старше 14 лет, когда уже наступает уголовная ответственность.
Доверие — лучшее средство
Главное в решении проблемы детского воровства – это доверие между родителями и ребёнком. Даже если кража состоялась, это не повод ставить крест на ребёнке, ведь этим самым вы выносите приговор самому себе. Исправить всё можно, и над этим придется поработать, а заодно и над своими упущениями в воспитании и взаимоотношениях в семье.
И не устанем повторять ребятам, что зло должно быть наказано, воришек можно и нужно проучать. Вот хотя бы так:
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы