Почему в начальных и средних классах девочки получают более высокие оценки, чем мальчики, при равных или даже худших результатах девочек на стандартизированных тестах?
Как это установили?
Проведенное сотрудниками университетов штатов Джорджия и Колумбия совместное исследование, результаты которого были опубликованы в одном из научных журналов США, позволяет сделать следующее предположение. Это, в основном, связано с поведением в классе, которое может привести к тому, что учителя ставят девочкам более высокие оценки, чем мальчикам.
«Те факторы, что играют наибольшую роль в оценке учителем своих
учеников, мы называем нацеленностью на обучение, — говорит Кристофер
Корнуэлл, руководитель отделения экономики в Колледже Бизнеса при
Университете штата Джорджия, и один из авторов исследования, — Можно
думать о «нацеленности на обучение», как о приблизительной мере
отношения ребенка к школе. Это понятие включает шесть аспектов,
позволяющих оценить внимательность ребенка, его усидчивость,
стремление учиться, самостоятельность в обучении, гибкость и
организованность. Я думаю, что любой родитель, у которого есть дети
обоих полов, может сказать, что девочки по этим параметрам обгоняют
мальчиков».
Соавторами Корнуэлла были также Дэвид Мастард из Университета штата Джорджии, и Джессика Ван Пэрис из Университета штата Колумбия. В проведенном ими исследовании были изучены данные более чем 5800 учеников, начиная от подготовительных классов, и оканчивая пятыми классами. Изучались результаты прохождения учениками стандартных тестов по трем категориям — чтение, математика, и научные дисциплины.
Эти показатели сравнивались с оценками учителей, отражающими прогресс своих учеников.
Откуда проистекает неравенство?
Полученные данные впервые показывают, что гендерный диспаритет оценок учителей начинается очень рано, и имеет неуклонную тенденцию в пользу девочек. Например, выяснилось, что по каждому учебному предмету средние оценки мальчиков ниже, чем у девочек. И это несмотря на то, что при независимой проверке на тестах они показывали лучшие результаты.
Авторы исследования связывают этот диспаритет с тем, что они называют «не когнитивным опытом», то есть:
- — насколько хорошо каждый ребенок вовлечен в занятия;
- — как часто ребенок выносит свои проблемы наружу;
- — как часто ребенок теряет контроль над собой;
- — насколько хорошо у ребенка развиваются навыки межличностного общения.
«На траекторию продвижения ребенка в школе часто оказывает влияние
учительская оценка его успехов. В частности, она влияет на возможность попадания в
специализированные классы, и на другие возможности, а
также на то, что будет происходить в старших классах, — говорит он.
Как правило, оценки, получаемые в школе, имеют большой вес при приеме в колледж. Поэтому, если диспаритет оценок проявляется так рано, то не удивительно, что ко времени поступления в колледж, девушки оказываются в лучшем положении».
Исследования, связанные с гендерными различиями в школе в последнее время часто упоминаются в заголовках публикаций. В частности, такие статьи, как «Конец эры мужчин», Ханы Росин. Они месяцами находятся в списке бестселлеров и вызывают бесчисленные обсуждения в средствах массовой информации.
«Если заметно, что мы дошли в общественном сознании до такого состояния,
когда люди видят в этих данных только одно: мужчины отстают от женщин. Экономисты смотрят на это явление с разных точек зрения, но именно оценки образования являются вашим пропуском на рынок труда, — говорит Корнуэлл. — Поступление в колледжи юношей в последнее время снизилось, в то время как женщин там стало больше. Но если посмотреть в прошлое, в 60-е и 70-е годы прошлого века, то женщины в колледжи поступали в значительно меньшем количестве. Сегодня у нас такая ситуация, что 60 процентов степеней бакалавров ежегодно присуждается именно девушкам».
Но, несмотря на изменения в технологиях обучения в колледжах, новые данные по-прежнему не отражают ничего фундаментально нового.
«Я утверждаю, что такая ситуация в школах существовала всегда.
Девочки не стали вдруг более вовлеченными в учебу, в то время, как
мальчики неожиданно не стали более непослушными, — говорит Корнуэлл.
— Их отношение к учебе всегда было именно таким. Но раньше это не было
так связано с успехами в учебе, как это стало сегодня.»
На самом деле, каждый из нас может вспомнить из своей прошлой школьной жизни недоумение, почему в младших классах подавляющее большинство получающих отличные оценки состояло из девочек. Только к старшим классам, и то не до конца, происходило относительное выравнивание. Но здесь оно было связано с тем, что с усложнением материала возрастала объективность оценки, так как при решении упражнений и задач возрастала доля идеально правильных ответов.
Принять как неизбежность
Неясным остается то, как бороться с этим перекосом.
«Наиболее интересный вопрос, возникший у нас, связан с тем, какую
роль в оценке учеников играет пол самого учителя, — говорит Корнуэлл.
— Но на этот вопрос ответить мы не можем, поскольку не имеем достаточных данных. Ведь, как нетрудно догадаться, подавляющее большинство учителей в младших и средних классах — это женщины».
А ларчик, как оказывается, просто открывался? Нам лишь остается подытожить, что многие педагоги-женщины подсознательно оказываются вовлеченными в поддержание пресловутой женской солидарности. И жертвами этого оказываются совсем маленькие ребятишки! Причем, как обделенные заслуженно высокими оценками, так и одаренные несправедливо завышенными. Что пока остается исключительно на уровне гипотезы.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы