Пять правил жизни от профессора Харари. Актуальное в знаниях ― детям

Для родителей

В рамках образовательного проекта Facing the future, организованного бизнес-школой MIM и издательством BookChef, популярный израильский профессор и историк Юваль Харари выступил с циклом лекций в разных странах о современных вызовах в сфере образования. Детальному разбору подверглась направленность обучающих программ, а именно, на чем в нынешнее время необходимо сделать акцент в обучении наших детей. Мировоззрение Харари о будущем человечества изложено в его фундаментальном труде «21 урок для XXI века».


Нас окружает чрезвычайно изменчивая, непредсказуемая реальность. Настолько, что попросту плывем в понимании, куда стремиться самим и к чему готовить наших детей. У Харари есть ответ, на этот, кстати, не самый очевидный, вопрос. И он не лежит в плоскости уже банальных пожеланий об освоении азов программирования, высшей математики, английского или китайского языков.

Учимся учиться!

Как ни банально бы это не звучало, но самое главное, что мы должны привить нашим детям, по мнению Харари, – это научить их… учиться. С глубокой древности до недавнего времени жизнь была поделена на две части. Это период обучения, и,вслед за ним, годы работы. В первой части жизни вы впитывали и развивали знания, навыки, опыт, во второй части вы их использовали.

Попробуйте IQClub бесплатно

Но, теперь про такое деление забудьте. Архаичному, примитивному раскладу пришел конец. «Мы не можем даже предположить, какой багаж знаний потребуется через 20 лет. Но, без сомнения, что нам постоянно придется изучать новое», – говорит Харари. Потому лучшее, что мы можем сделать, это воспитать в детях восприимчивость к потоку новых знаний и навыков.

Защищаться от ударов

Еще одно важное качество – умение проигрывать и не впадать в отчаяние при поражении. «Нынешняя система образования слишком сильно зациклена на достижении успехов. Но совершенно не учит людей принимать и выдерживать удар. А ведь очевидно, что с учетом постоянных трансформаций в экономике большому количеству людей придется переобучаться. Им придется смириться с тем, что полученный ими раньше багаж знаний уже не представляет ценности. Стоит задача не сдаться, а продолжать работать».

Стрессоустойчивость — наше все!

Повсеместное внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта грозит тотальной слежкой «большого брата». Все это вызывает у Харари тревогу. Он считает, что детей с малых лет нужно готовить к преодолению стресса.

«Уровень стресса и без того очень высокий, а будет еще выше. Все, что вы делаете, запоминается «системой». Вы будете подвержены тревоге из-за того, что вас постоянно мониторят. Ваша жизнь становится одним большим допросом с пристрастием», – говорит он.

«За предстоящие 30 лет пласт “лишних” людей вырастет многократно. Причиной тому будет не только сокращение рабочих мест или нехватка современных знаний, но и элементарное отсутствие психологической выносливости», – пишет он.

Какими способами бороться со стрессом? «Я предпочитаю медитацию Випассана, но не всем это может подойти. Если для вас дают эффект спортивные упражнения, отправляйтесь на пробежку».

Непредсказуемость – новый хит XXI века. «Как не терять самообладание, попадая в непривычную ситуацию? Как действовать, чтобы не утонуть в нескончаемом информационном потоке, когда нет возможности хоть как-то его упорядочить и извлечь разумную пользу? Как жить в мире, если в нынешнее время неопределенность – это не баг, а фича?» – спрашивает он в своей книге.

Пластичность ума — залог успеха

Чтобы быть успешными и востребованными в XXI веке, и нам, и нашим детям понадобится еще два ценных свойства личности. «Вам постоянно придется находить себя заново, перестраиваться под нужды рынка труда, который будет все более переменчив. Потому крайне важно развить в себе гибкость ума и эмоциональный интеллект», – заявил Хараре, подытоживая мероприятие.

Ключевые «Четыре С»

Школам необходимо сделать акцент на развитии технических навыков и «жизненных» умений, пишет Харари в своей новой книге: «Современная педагогика ставит своей задачей сподвигнуть к постижению подрастающим поколением “четырех С”, а именно: критическому мышлению, общению, сотрудничеству и творчеству». Critical thinking, communication, collaboration, creativity – вот эти не три, а четыре «кита» педагогики будущего.

archer
Попробуйте IQClub бесплатно
Делает обучение увлекательным
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 107 оценок, среднее 3.9439252336449 из 5 )
Поделиться с друзьями
Блог IQКлуба