Нередко встречается, что родители сталкиваются с упрямым нежеланием малышей заниматься творчеством. Почему дети иногда так себя ведут и как их можно переубедить?
Специфика разных возрастов
Существует несколько стадий развития в детском рисовании. Поначалу это каляки-маляки, различные пересекающиеся линии, которые не несут понятной взрослому человеку смысловой нагрузки.
До двух лет дети не способны нарисовать определенный образ. В этот период они подражают взрослым, пытаясь оставить на бумаге свой след. Сначала они только что-нибудь черкают, а затем все четче выводят различные загогулины и более округлые линии.
Следующим этапом является схематическое изображение, когда картинки получаются совершенно условными. Здесь ребенок уже для себя понимает, что же именно он хочет нарисовать. А вот четких контуров рисунка пока нет. Поэтому очень важно, чтобы участие в этом принимал и взрослый, который сможет помочь и подсказать.
Приобщаем ребенка к рисованию
Прежде всего, можно поэкспериментировать с разнообразными материалами для рисования. Обычно используются фломастеры, карандаши, маркеры, гелевые ручки, цветные мелки, цветной клей в тюбике. А кроме этого, гуашь и акварель, витражные, пальчиковые и даже акриловые краски. Так, витражная краска отлично подойдет для того, чтобы раскрасить бокал, небольшой стаканчик или же зеркало.
К тому же, для рисования можно использовать не только альбомные листы. Некоторые дети заинтересуются и простой тетрадкой в клетку, небольшим блокнотом, стикером. Еще более интересно будет ребенку рисовать на большом листе, прикрепленном к мольберту или даже к стене. Не менее оригинальным «полотном» может оказаться и кусок обоев, светлые ткани, асфальт с использованием разноцветных мелков, влажный песок. Можно заняться росписью вырезанных кувшинов или, например, рукавичек. Или украсить стеклянную тару и одноразовые тарелочки, кухонные доски и ложки из дерева, которые затем следует покрыть специальным лаком.
Каждый раз необходимо предлагать ребенку новый занимательный сюжет, чтобы изобразить его. Так, можно попробовать нарисовать любимых персонажей – Машу и Медведя, Лунтика, или же кого-то другого. Попробуйте создать иллюстрации к мультикам. Еще малыши обожают рисовать цветы и животных.
Для того, чтобы привлечь ребенка следует попробовать поиграть с детьми в интересную «рисовательную» игру, которую можно поискать в интернете и различных книжках. Обязательно понравятся ребенку и дорисовки, изображение простеньких загадок, которые потом необходимо будет разгадать. Не обойтись здесь и без разнообразных наклеек или книжечек-раскрасок, в которых есть возможность дорисовать что-нибудь свое.
Вовлечение в лепку
Такие же приемы подходят и для занятий лепкой, ведь катать обычную колбаску или колобочков скучно. Поэтому нужно попробовать сделать что-нибудь такое, что может понадобиться для игр. Малышу обязательно понравится быть в роли пекаря, занимаясь изготовлением различных булочек, пирожков. Можно поиграть в магазин и налепить яблок, груш, бананов и косточек для игрушечной собаки. Не лишними для игр будут и машинки с бытовой мебелью, зоопарк из пластилина, любимые сказочные герои. Интересной темой могло бы стать создание макета двора или детского сада.
Однако, следует помнить о том, что ребенок может отказаться от лепки, если пластилин будет слишком твердым и плохо поддаваться неумелым детским пальчикам. Кроме того, зачастую ребенок устает, разминая пластилин, поэтому его желание что-нибудь вылепить сходит на нет. Поэтому нужно проследить, чтобы пластилин был достаточно теплым, поскольку некоторые сорта при охлаждении затвердевают. Таким образом, для работы с ребенком необходимо отдавать предпочтение эластичным и более мягким материалам: высококачественному пластилину, специальной смеси, предназначающейся для моделирования, а также обычному слоеному тесту.
Лепка, рисование и остальные виды самовыражения способствуют развитию не только физических, но и психических функций ребенка. Ведь в этом процессе задействуется моторика и зрение, речь и координация движений, воображение и фантазия.
Рисовать любят далеко не все дети
Во многих семьях случается так, что никакие уловки и старания не могут помочь приобщить ребенка к занятиям рисованием или лепкой. В таком случае следует подумать о том, какими другими особенностями может обладать малыш. Ведь творчество проявляется же не только в изображении чего-нибудь. К нему можно отнести и конструирование, и решение различных загадок, придумывание стишков и интересных историй.
К тому же есть дети, категорически отказывающиеся брать в руки карандаш или фломастер, но с интересом рисующие красками и гелевыми ручками. Необходимо внимательно понаблюдать за своим ребенком и понять, что его интересует, какие занятия он предпочитает. Таким образом, можно воспитать в своем малыше талант.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы