Дети-индиго: без мифотворчества

Дети-индиго:  без мифотворчества

Кто такие дети -индиго?

Уже с самого раннего возраста некоторые дети начинают демонстрировать нетривиальные мыслительные способности.  При отсутствии полноценных знаний об этом явлении  они вводят в ступор родителей,  которые оказываются не готовыми к такому вызову. Несмотря на широкую известность, не существует ни одного научного доказательства существования этого феномена. Скептически настроенные педагоги и журналисты отмечают, что само явление «дети индиго» носит характер мистификации.

В одной из наших недавних публикаций мы освещали  проблемы развития не по годам одаренных детей:

https://iqclub.ru/blog/2019/05/vunderkindy-ponevole-shkola-vyzhivani/

Но отличие в том, что в данной статье речь идет о уже достаточно систематизированном явлении в разрезе его самобытности, а не как  рукотворное творение родителей.

Дети инди́го — термин, введенный в 90-х годах экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп для обозначения детей, обладающих в ее понимании аурой цвета индиго. Обширному распространению способствовало движение магико-эзотерической субкультуры «нью-эйдж».  Составляющими этой ауры виделись определенные свойства:  не по  годам высокий уровень интеллекта, чрезвычайная  чувствительность, телепатические способности и многое другое, вплоть до утверждения, что «дети индиго» представляют собой «новую расу людей». Этому явлению было посвящено большое число исследований, телепередач, книг и фильмов.

Широкое распространение термин получил в 1999 году после успеха книги Ли Кэрролла и его жены Джен Тоубер «Дети Индиго: Новые дети уже пришли».

Радость или хлопоты для родителей?

Так какие же критерии позволяют отличить детей-индиго от остальных?

  • асоциальность, некоммуникабельность, замкнутость
  • крайний индивидуализм, неуправляемость, неприятие авторитетов, отказ делать привычные для остальных вещи
  • большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта
  • склонность к экспериментированию; абстрактность мышления
  • неусидчивость, энергичность
  • -импульсивность, капризность, резкие перепады настроения, склонность к депрессиям
  • обостренное чувство социальной несправедливости, повышенное чувство ответственности, перфекционизм
  • чрезвычайно развитая интуиция
  • понимание своего прихода в этот мир
  • способность быстро осваивать цифровые технологии

Определенной статистики о количестве таких детей нет, так как размыты критерии оценки. От нескольких процентов в самом раннем возрасте до тысячных долей процента к моменту совершеннолетия и старше.

Ребенок со свойствами индиго может родиться у самых обыкновенных родителей. Но часто проявлению признаков может способствовать особая творческая обстановка в доме, болезнь одного или обоих родителей, вследствие чего они не могут полноценно заниматься воспитанием.

У некоторых ребят наблюдаются признаки, свойственные аутизму

Согласно  статистике, 90% самоубийц из детей до 10 лет – дети индиго

Со стороны психиатрии же с давних пор существует описание  симптоматики как  синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Еще несколько альтернативных мнений ученых

Директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук, профессор М. М. Безруких считает, что феномен индиго чрезмерно раздут и на самом деле имеет место  обыкновенная разбалованность детей. Слепая вера родителей в исключительные способности своего чада передается детям, и они становятся самоуверенными, дерзкими, отрицающими сложившиеся общественные устои.

Общим местом стало наблюдение, что  дети-индиго обычно не имеют друзей среди сверстников, а часто подвергаются гонениям как в детском коллективе, так и со стороны отдельных педагогов. Часто они сами провоцируют негативное к себе отношение. Нежелание «усредняться», быть как все приводит к тяжелейшим психологическим проблемам у подрастающего индивидуума.

Доктор философских наук, профессор А. В. Меренков отмечает:

«Появлению завышенной самооценки у ребенка предшествует период, когда ему разрешалось вести себя абсолютно свободно, когда взрослые откликались на любое требование, которое нередко напоминало приказ. У ребенка постепенно сформировалось представление о том, что какие-либо правила поведения к нему не относятся. Отсюда пренебрежение мнением, оценками, требованиями родителей, сверстников. В итоге культура взаимоотношений с людьми осталась непостигнутой… Это вызывает появление самоуверенности — чувства, усиливающего вероятность возникновения различных конфликтов с окружающими. Можно предположить, что родители, убежденные в том, что их ребенок сам знает, как жить, потому что он индиго, собственными руками формируют его высокомерие и чувство значимости.»

Один из ведущих экспертов в России по изучению «фиолетовых» — Владимир Пугач, кандидат медицинских наук, педагог-психолог:

«По большому счету феномен индиго не имеет никакого отношения к медицинской психологии. Дело в том, что у таких детей от рождения отсутствует выраженная мануальная асимметрия. Если использовать для метафоры образ биокомпьютера, то можно говорить, что у левшей и правшей инсталлированы разные операционные системы, например Windows или Linux, а у индиго — сразу обе. Словом, по принципу работы мозга они одновременно «правши» и «левши». Таким образом, можно объяснить специфические проблемы, возникающие в период интенсивного развития мозга — от 5 до 14 лет. Из-за незрелости межполушарных взаимоотношений переключение «операционных систем» происходит спонтанно, что и приводит к сложностям, в частности, в общении».

В пользу этой версии говорит тенденция выравнивания с общей массой значительного числа индиго по мере взросления — большая их часть  становится обыкновенными людьми.

Недавно вышла вторая книга ранее упомянутых Кэрролл и Тоубер

«Люди индиго», в которой отражена оборотная сторона медали. В ней рассказывается о судьбах тех, за кем велось наблюдение в течение 25 лет. Повзрослев, индиго проявили себя как закоренелые эгоисты, наплевавшие на общество. Будучи уже мужчинами и женщинами, они были ведомы трезвым расчетом и жестокостью, отличались полным отсутствием теплых чувств к окружающим. Большинство из них погибли, исчезли или оказались в тюрьмах.

Наиболее известные из детей индиго:

Актрит Джасваль – в 7 лет сделал первую хирургическую операцию

Аким Камара – обучился игре на скрипке в двухлетнем возрасте

Самуил Решевский — в 6-летнем возрасте обыгрывал ведущих шахматных гроссмейстеров мира

Фильмы про детей с необычайными способностями:

https://www.ivi.ru/titr/goodmovies/10-movies-about-peculiar-kids

Есть и пример из жизни автора этих строк. Я научился бегло читать в 2-х летнем возрасте. В 4 года воспитательница легко поручала мне читать детишкам сказки. В 5 лет уже разговаривал на нескольких иностранных языках. На год раньше пошел в школу, и так как при поступлении в первом классе все остальные дети не умели читать, писать и считать или читали по слогам, чтобы не быть белой вороной, пришлось скрывать навыки счета и практически врожденную грамотность, и, как неуч, получать двойки по многим предметам, пока основной массив детей к 3-4 классу  не усвоил базовую программу начальной школы и только тогда уже стал самым обыкновенным учеником с нормальной успеваемостью по предметам. Время для дальнейшего развития способностей было упущено.

В этой статье мы намеренно не рассматривали аспекты, связанные с особенностями подходов к воспитанию таких необычных детей, как помощь в адаптации в обществе с устоявшимися нормами, сглаживание  последствия психологических травм — это тема для отдельного обстоятельного разговора. Принцип «не навреди» здесь применим как никогда. Так что следите за публикациями в нашем блоге, в планах будущих публикаций более развернутое освещение данной темы.

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации
Добавить комментарий