В последние годы появилось большое количество методик для изучения иностранных языков детьми. Часто они предназначены для усвоения с участием преподавателя, но есть и интерактивные проекты. Но не всегда удается учесть все нюансы развития личности ребенка, особенности его темперамента, семейные традиции и окружающую среду.
ПОЛЕЗНОСТЬ ЗНАНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ЯЗЫКОВ
Существуют разные, зачастую полярные мнения перинатальных психологов о параллельном овладении несколькими языками. Как быть, например, когда родители ребенка являются носителями разных языков? Если семья проживает в регионе, где разговаривают на не родном для ее членов языке? Тут однозначного ответа нет. Ряд факторов может иметь влияние, например, насколько похожие, взаимодополняемые языки, насколько актуально в данный момент времени владение конкретным языком. Есть многократно озвученное мнение, что перемешивание языковых сфер общения затормаживает развитие речевого аппарата ребенка. Но имеются и противоположные исследования. Которые указывают на опережающий рост сообразительности, скорости реакции, образного восприятия у многоязычных детей.
Изучение неродного языка развивает многое: память и концентрацию внимания, усиливает гибкость мышления, эрудицию. Оно формирует полезные черты характера — усидчивость, стремление узнавать новое, умение преодолевать трудности. Владение иностранным языком в перспективе даст большие возможности при выборе работы.
При освоении иностранного языка задействуется левое полушарие, которое ответственно за постижение синтаксиса языка, грамматики и произношения.
Но в детском возрасте активнее по сравнению со взрослыми используется правое полушарие. Оно ведает накоплением лексического запаса, особенностями произношения, ударения, образным восприятием слов. Ведь именно думание на определенном языке является маркером, указывающем на то, что человек является его носителем. В детском возрасте намного быстрее достигается этот уровень.
КАКОЙ ЛУЧШЕ ВЫБРАТЬ ЯЗЫК?
Подавляющее большинство родителей начинают изучать с детьми английский язык, потому что он является универсальным для международного общения. Но, если руководствоваться интересами гармоничного развития ребенка, то нужно исходить из особенностей психического склада, его склонностей и интересов.
Хотите вырастить неординарную личность с развитыми обоими полушариями? Более всего для этого подходят дальневосточные языки с иероглифической системой письма — китайский, японский, корейский. Запоминание большого количества знаков в сочетании с понятийным считыванием самой картинки значка и соотнесение с реальным образом предмета или явления — такие упражнения дают мощный толчок абстрактному мышлению у детей. Для развития музыкального слуха эти языки весьма полезны. Так как там большое количество тонов, в зависимости от которых одно и то же слово имеет разные значения. Есть и европейские языки со сложной структурой — финский, венгерский, эстонский. В них помимо тонов есть еще и большое количество падежей, склонений, сложнейшее строение предложений. К примеру, при замене одного слова может меняться весь смысл фразы. После постижения таких игр-ребусов овладение более простыми, но нужными языками может оказаться совсем нетрудным.
Если ребенок склонен к техническим дисциплинам, английский тут будет незаменим, и не видно альтернативы со стороны других языков.
А вот для коммуникабельного и эмоционального ребенка лучше всего выбрать французский, испанский, португальский.
Если малыш практик и логик, все любит делать по порядку, ему лучше всего подойдут строгие языки немецкой группы — немецкий, голландский, стран Скандинавии.
ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ
Ситуация, когда в семье есть носитель иностранного языка достаточно редкая. Как правило, решение тут однозначное — нужно разговаривать с ребенком на обоих языках. Здесь вопрос об изучении языков вообще не стоит. Дети легко переключаются с одного языка на другой. Естественно, что это помогает им и за пределами родного дома.
Как правило же, носителей иностранного языка в доме нет, и тогда нужно поразмыслить, как приступить к процессу изучения грамотнее..
В этом вопросе мнения логопедов, педагогов и психологов существенно разнятся. Например, некоторые специалисты рекомендуют возраст для начала обучения не ранее 5 лет. Поскольку к этому времени речевой аппарат в общих чертах уже сформирован. Другие рекомендуют для начала возраст в 3 года, когда мозг ребенка необычайно пластичен. Поэтому он воспримет занятия как само собой разумеющуюся игру. Есть и приверженцы еще более раннего обучения, которые ратуют за изучение языков на подсознательном уровне.
В любом случае, если у ребенка наблюдаются очевидные логопедические трудности, проблемы с запоминанием родной речи, то любое усложнение объема запоминаемого может привести к усугублению проблем.
Широко распространено, когда родители и вовсе не озадачиваются знанием ребенком иностранных языков до поступления в школу. Обычно дети по мере прохождения школьной программы в стандартное время приступают к обучению. Но после 8 лет усвоение языка уже больше походит на взрослое обучение, посредством преимущественно зубрежки оказывается задействованным только левое полушарие мозга. В результате, творческая составляющая обучения во многом утрачивается. Оно становится более длительным, неизбежен будет сильный акцент в произношении, да и добиться совершенства во владении будет сложнее.
Задайте себе вопрос, что вы хотите — сделать из ребенка полиглота, всесторонне развитой личности? Или цель всего лишь научиться элементарно изъясняться за границей? Если второе, тогда вполне достаточно базовых занятий в кружке или позднее в школе.
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
1) Языковые курсы для детей — дают основы языка в игровой форме. Но занятия не сплошные, недолгие, дорогостоящие, и при пропуске занятий по болезни ребенок отстает и запускает материал. От того, что в группах много детей, индивидуальные особенности каждого из них не всегда учитываются.
2) Детский сад углубленного изучения языка с педагогами-иностранцами. На данный момент их очень мало, пребывание стоит дорого. Да и зачастую профильный персонал набирается исходя из знаний языка, а не педагогических навыков.
3) Занятия с репетитором могут быть эффективными, если он владеет предметом, имеет педагогические знания и хорошо ладит с детьми. Но может быть и вред при отсутствии данных навыков. Из-за этого у ребенка может выработаться отвращение не только к языкам, а и к занятиям со сложным материалом вообще. Те же критерии и при подборе и няни-гувернантки, являющейся носителем языка. Помните, как еще 200 лет назад у А.С. Пушкина:
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
4) Интерактивные обучающие практики онлайн. Это наиболее доступный по времени и финансам инструмент обучения. В наши дни детей не оторвать от планшетов, смартфонов и других устройств. Поэтому лучше совместить приятное с полезным, организовав учебный процесс с помощью специальных программ, число которых постоянно растет в сети. Преимуществом здесь будет активная вовлеченность ребенка в обучающий процесс. Если в игровой форме он будет постигать азы знаний, не выходя за пределы привычной среды обитания и современных технологий. Нужно признать, которыми дети овладевают значительно быстрее нас, взрослых.
Перед началом все же необходимо посоветоваться с профильными специалистами и выбрать подходящую методику или их сочетание. Ведь если допустить ошибки в правильном усвоении языка, переучиваться будет гораздо сложнее.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вспомните картинку, когда годовалые детишки разных национальностей на детской площадке моментально находят общий язык и начинают играть. Вот к этому нужно идти и в более старшем возрасте, это касается и нас, взрослых. Это и есть достижение гармонии и мира на земле в широком философском смысле. И, в том числе, такими маленькими шажками, как привитие полезных знаний нашим детям, которые их всех объединяют.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы