В этой статье мы поговорим о значении снов как маркера психофизиологических процессов, происходящих в развитии мышления ребенка. Не о том, что те или иные сны предсказывают, а как отображают уже произошедшие события и явления в детской жизни. За скобками повествования мы оставим всевозможные эзотерические практики, сонники, толкования, приметы как несущие в себе признаки ненаучности, относящиеся скорее к популярно-развлекательной тематике.
Сновидения — полноценный познавательный процесс
Доказан ли научно факт, что еще в утробе матери малыш начинает видеть сны? Существуют различные гипотезы ученых на этот счет. Но после рождения уже в первые недели жизни крохи можно заметить, как он улыбается во сне, делает движения, всхлипывает. На втором году жизни во время сна малыш что-то бормочет, плачет, смеется. Чем старше становится малыш, тем осмысленнее делаются его сны.
Видение снов, по мнению нейрофизиологов, это познавательный процесс, который возникает в раннем детстве, когда малыши приобретают способность представлять вещи визуально и пространственно. Начиная с возраста трех лет дети начинают рассказывать о своих снах, осознавая, что они уже не являются реальностью. Поначалу это преимущественно статичные сновидения, а вот с 7-8 летнего возраста они приобретают черты структурированных повествований, с четкими сюжетами и персонажами.
Интересно, что запоминание снов ввиду свойств памяти у ребенка зачастую выражено лучше, взрослые быстрее забывают содержание своих снов.
Стоит обратить внимание на сюжеты детских снов, это может дать ключ к пониманию развития познавательных способностей ребенка, особенностей его психического развития.
Например, если часто снится одна и та же тема, постоянное место действия, те же самые люди (кроме родителей и ближайших родственников). Частая повторяемость сюжета свидетельствует о высоком риске невротизации. Уделите внимание сновидениям и восприятию их ребенком. Стимулируя рассказы детей в доверительной обстановке подайте пример и начните с себя, расскажите несколько забавных историй собственных снов, особенно из своего детства.
Так, например, автор этих строк увлеченно рассказал детишкам сон из детства, что он бредет по дну речки и натыкается на улиток в песчаном дне, которые краями ракушек больно ранят ступни ног. Проснувшись, вдруг обнаружил, что едет в поезде на нижней полке и … его за пятки «нежно» покусывает севший с хозяином на промежуточной станции щенок немецкой овчарки. Детьми история была воспринята «на ура», вызвав бурю смеха и встречных занимательных историй. Они наперебой стали рассказывать сюжеты собственных снов, соревнуясь друг с другом, у кого смешнее и фантастичнее.
Типы сюжетов
Полеты
Из наиболее распространенных сюжетных групп. По мере взросления картины, траектории и скорость полета становятся все более объемными и вариабельными. Иллюстрирует созревание участков коры головного мозга, отвечающие за вестибулярный аппарат, моторику, двигательную активность.
Различные животные, растения
Отображает развитие познавательных способностей ребенка. Ежедневно ребенок узнает новые для себя сведения о живых организмах как методом наблюдения, так и путем чтения книг, просмотра кино, сопоставляет их между собой, отождествляет увиденные в мультиках образы животных с их реальными воплощениями. Пласты новых естественных знаний, приобретаемых в ходе познавательных процессов имеют отражение в таких сновидениях.
Люди
Обычно снится ближайшее окружение — члены семьи, дети из группы детского сада или одноклассники, воспитатели и учителя, иногда знаменитые, исторические личности. По ним можно отследить процессы социализации, взросления маленького человека, гармоничность взаимодействий с окружающими.
Игры
Здесь проявляется круг интересов ребенка. Зачастую в самых невероятных, смешных интерпретациях отображаются именно те виды игр (конструкторов, раскрасок, головоломок, загадок, спортивных, развивающих, подвижных соревнований), к которым ребенок имеет наибольшую склонность.
Погодные явления
Дождь, снег, ветер, туман, гроза, солнце, теплая или холодная погода повторяемость сюжетов показывает, насколько позитивен эмоциональный фон ребенка в определенный промежуток времени. Выраженные стихийные бедствия представляются тревожным звоночком, когда стоит обратить внимание на психоэмоциональное состояние ребенка, проявление тревожности и страхов.
Воспроизведения реальных событий
Такие видоизмененные «ремейки» событий снятся детям обычно непосредственно после совершения события «оригинала». Если ребенок посмотрел перед сном остросюжетный фильм, то нередко случается, что его подсознание может «пересказать» содержание события после засыпания. Поэтому не рекомендуется просмотр перед сном фильмов негативной психологической окраски.
Фантастические
Тут «полет подсознания» не ограничен практически ничем. Может сниться все, что угодно. Зачастую происходит после усвоения ребенком большого объема малопонятной информации, может свидетельствовать о перегрузках в ходе учебы. Вот мозг ребенка и пытается «разобраться» в этом потоке информации. Проходя через свежевыстроенные нейронные цепочки информация может приобретать самые причудливые формы.
Смешанные
Этот тип сновиденческих сюжетов характеризуется набором свойств из перечисленных выше типов.
Так, например, маленькому Славику приснилось небо, затянутое черными грозовыми тучами. Дул сильный ветер, сверкала молния. Ребятишки из группы детского сада, взявшись за руки, водили хоровод вокруг домика и пели: «Чтоб тучи сосисились, дождик шел!» В ходе доверительной беседы с малышом выяснилось, что он сильно боялся грозу и не знал, что везде располагаются громоотводы (было объяснено ребенку и он в дальнейшем перестал пугаться грома и молнии), во-вторых, воспитательница детского сада часто кричит на детей и заставляет на завтрак есть невкусные сосиски. Таким образом, два неприятных детских впечатления причудливым образом переплелись в форме сновидения.
Настенька, второклассница, рассказала о сне, будто учительница проверила тетрадь по русскому языку и поставила плохую оценку, написав после задания: «Пиши компотно!». Как оказалось, девочка имела проблемы в мелкой моторике пальцев и написании букв, писала буквы очень «разляписто», не компактно (созвучно с «компотно»), строгая учительница делала замечания, настойчиво требуя внимания родителей к этой проблеме в обучении. Кроме того, педагог следила за тем, чтобы дети не злоупотребляли сладкой газировкой и во время обедов пили компот.
5-летней Катюше приснилась гигантская хищная птица, которая парила над ней и норовила все время клюнуть. Сон часто повторялся и начал беспокоить маму. Выяснилось, что на выходные дни родители отвозили девочку к бабушке. Когда ребенок уже начинал засыпать, бабушка, крупная, мощная женщина шумно, с грохотом носилась по квартире в ночнушке, быстро и резко приближалась к малышке проверить, не уснула ли она, в процессе проверки целовала внучку, нависая над ней и загораживая свет ночника, непроизвольно будила и потом также резко и шумно удалялась, продолжая в образе привидения скакать по своим делам по квартире.
Надо понимать, что ребенок может увлечься в описании увиденных снов, что-то выдумать и приукрасить. Не стоить ловить на слове и ругать ребятишек за это, ведь для нас важнее другое — изучение динамики развития мыслительных процессов ребенка, учет его когнитивных и познавательных способностей.
Как справляться с нехорошим снами
Важно понимать, что в любой момент ребенок может увидеть кошмарный сон, это может выглядеть так, что он начинает сначала всхлипывать, а потом и вовсе заходится плачем. В возрасте до трех лет дети часто, просыпаясь от страшного сновидения, не ощущают границ сна и реальности, и для них последняя становится продолжением сна. В такой ситуации нужно обнять малыша, прижать к себе, ласково с ним поговорить. Услышав родной голос, увидев мамино (папино) лицо, малыш потихоньку успокоится и снова заснет.
Больше приятных, позитивных сновидений.
Для того, чтобы детям виделись яркие, радостные сновидения родителям необходимо этому поспособствовать. Каким образом? Например, читать на ночь добрые сказки с хорошим концом, смотреть смешные мультфильмы, слушать веселую детскую музыку, играть в различные игры с добрыми, положительными героями. Способов отвлечь ребенка от мрачных мыслей великое множество.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы