Большинство запросов от родителей, которые приходят на прием к психологу, связаны с поведением ребенка. Особенно остро проблема стоит для тех родителей, чьи дети переступили порог подросткового возраста. Мамы и папы четко представляют себе картину о том, что должны постепенно предоставлять больше свободы и давать право выбора взрослеющему ребенку, но как насчет его ответственности? Изучив реалии жизни, становится понятным, что становление ребенка как взрослой личности лишь косвенно касается осознания последствий поступков. А какие-либо напоминания о чувстве долга со стороны родителей воспринимается враждебно.
Родители вместе с педагогами отчаянно признают, что ребенок в подростковом возрасте практически не прислушивается к их советам и рекомендациям, которые касаются учебы, выбора профессии и других насущных вопросов. Детям проще и понятнее общаться со своими сверстниками, которые могут дать ответы на все вопросы в доступной форме. Тем самым подросток отстаивает свою независимость, самостоятельность, при этом отрицательно относясь к любым механизмам воздействия взрослого человека. Что делать с бунтарем, не желающим принимать авторитет и опыт родителей и учителей?
Профессиональные рекомендации психологов
Психолог, автор многочисленных работ, Шерил Сомерс, убеждена, что порицание является приемом, тесно сопряженным с внутренним терзанием. Именно поэтому на подсознательном уровне его мы воспринимаем как демонстрирование власти и уровня надзора. Мы словно выбираем позицию судьи и наказываем ребенка за совершенные поступки. При этом обратную ситуацию невозможно представить. Дисциплину возможно привить только с помощью самоконтроля, когда ребенок самостоятельно анализирует свои мысли и поступки, делает выводы. Если же контролем занимаются родители, то ответственность за все происходящее в жизни ребенка возлагается на плечи родителей. Ведь зачем принимать на себя какие-либо обязательства, если за тебя все самоотверженно делает мама или папа?!
Любой запрет, домашний арест и даже обычное повышение голоса – все это, по мнению психолога Шерил Сомерс, является терапией, направленной на провоцирование шока у подростка. Она действует быстро, но абсолютно не имеет продолжительного результата. То есть, ребенок готов что-то сделать против своей воли и даже согласиться с мнением родителя, но в дальнейшем он будет поступать, как и прежде.
Если после громких убеждений со стороны родителей подросток готов прислушаться к их советам, то его поведение можно оценить не более как формальность. Временное соглашение ребенка поможет избежать ему каких-либо ограничений. Это происходит по той причине, что зачастую замечания родителей не связаны непосредственно с проблемой сложности поведения. Например, если старшая сестра ссорится с младшим братом, то родитель, скорее всего, накажет дочь. Но подобное порицание не отсылает к самой сути укора, а лишь вызывает недоумение, страх и раздражение.
В своих работах Сомерс делает акцент на том, что понимание возможных последствий оказывает большее действие в сравнении с любым видом порицания. Например, зачем запрещать играть за компьютером, если ребенок отказывается убирать за собой вещи или мыть посуду?
Психолог рекомендует родителям использовать другие действия. Например, совместно составить с ребенком график уборки комнат, мытья посуды, прогулки с собакой или полива цветов. В графике должны быть прописаны обязательства всех членов семьи. Цель данной идеи отчетливо прослеживается. Кроме того, ребенок понимает, что от него хотят получить, выполняет ранее оговоренные действия и имеет возможность отслеживать за другими, насколько они готовы выполнять свои обязательства. Затем приходит уважение усилий всех членов семьи, которые стараются соблюдать порядок в доме.
Если старший ребенок ругается с младшим, отбирает у него вещи, то не имеет смысла наказывать подростка запретом на встречи с друзьями или просмотр телепередач. Вместо этого можно организовать совместный досуг детей на выходных. Это может быть поход в кино, пиццерию, прогулка в парке или поход в магазин. Эти действия помогают налаживать контакты между детьми. Единственным правилом для осуществления задуманного является доброжелательная просьба, а не выполнение команды приказным тоном.
Доводы Сомерс интересны и достойны изучения, их можно исследовать и придерживаться для достижения спокойствия и взаимопонимания в семье. Удивительно, но нейробиологи не готовы согласиться с результатами исследований психолога. На этот счет они разработали собственные теории.
Профессиональные рекомендации нейробиологов
Нейробиологи соглашаются с мнением психологов в том, что порицание в большей или меньшей степени не оказывает должного влияния на подростков. Но виной всему не становление ребенка как личности, а его взрослеющий мозг. Подростковый возраст тесно связан с биологическими изменениями, происходящими во всем организме ребенка. Этому сопутствует половое созревание, приобретение уверенности в своих мыслях и взглядах, завоевание стабильной, независимой роли в обществе. Вместе с этими процессами происходит интенсивная реорганизация мозга. Если с рождения серое вещество активно росло и развивалось, то с наступлением подросткового периода данный процесс начинает постепенно замедляться. Ученые связывают данный феномен с процессом «синоптической обрезки», другими словами, мозг словно избавляется от излишков синапсов, которые увеличивают нейронную эффективность. Такое замедление происходит не только в сером веществе, но и в префронтальной подкорке, на которую возложена роль контролирования и принятия решений.
Формирование префронтальной подкорки происходит прерывисто. А лимбические структуры, которые регулируют эмоции, развиты в совершенстве уже к 11-14 годам. В результате, мы получаем сложную комбинацию, в которой лимбические структуры доминируют в префронтальной области коры головного мозга. Все это свидетельствует о том, что подростки не способны контролировать свои эмоции, не могут делать логические выводы из своих поступков и склонны к совершению ошибок. Они по-своему интерпретируют слова, в которых нередко слышат агрессию или обиду, с трудом могут концентрироваться в конкретной ситуации. Статистика проведенных исследований говорит о том, что почти 70% смертей подростков связано с так называемым рисковым поведением.
У детей младшего возраста соотношение префронтальной подкорки и лимбической структуры практически одинаково, они обе еще недостаточно развиты. Поэтому поведение детей хоть и можно рассматривать как импульсивное, но оно не несет в себе роковые действия, как в случае с подростками.
К моменту совершеннолетия обе системы в коре головного мозга стабилизируются и приходят в равновесие. Поэтому на задний план уходит импульсивность и количество поспешных и необдуманных действий. Но до этого момента подросток находится в атмосфере собственных терзаний, связанных с поиском себя, самоконтроля, сбалансированного соотношения между поступками и возможными последствиями.
Подтверждением тезису стал эксперимент, проведенный учеными нейробиологами. Возраст людей, принимавших в нем участие, составлял от 13 до 20 лет. Им необходимо было выполнить тестовое задание, но при условии, что параллельно они будут проходить обследование с помощью магнитно-резонансной томографии. Испытуемым предлагалось правильно выставить последовательность планет. Как только человек правильно отвечал на поставленный вопрос, он получал денежное вознаграждение. А если отвечал неправильно, то с него снимали деньги.
Ученые предполагали, что исследуемые будут озабочены получением большой суммы выигрыша. Но на самом деле данная мысль оказалась полезной только для тех людей, которые были старше 18 лет. А младшие участники давали одинаковый результат, вне зависимости от финансового выигрыша. Отсюда ученые сделали вывод, что у старших участников эксперимента активной была префронтальная подкорка головного мозга.
Подростки не способны соразмерно производить оценку своим возможностям, а также характеру своего поведения. Поэтому нейробиологи пришли к выводу: одобрять или порицать ребенка не эффективно в качестве педагогических методов.
Дети подросткового возраста находятся в том состоянии, когда они свободны от чувства ответственности. К счастью, с этапами взросления беспечность нас покидает, и в итоге дети становятся взрослыми с созревшими взглядами на все происходящее внутри и вокруг их.
Какое влияние дисциплина имеет на порицание
Выходит, что родителям остается смириться с безрассудным поведением подростка и ждать, пока пройдут года и созреет его мозговая система? Психологи видят решение вопроса в собственном примере родителей. В начале 80-х годов шведские ученые провели эксперимент. В то время власти страны были озабочены повальным увлечением подростков алкогольными напитками и наркотиками. Чтобы справиться с проблемой, психологи тщательно проанализировали образ жизни и поведение подростков, которые вели распутный образ жизни с теми, кто не имеет сложностей с законодательством. Оказалось, что разницы не было. Не имело значения социальное происхождение ребенка, его материальный достаток. Колоссальное влияние на поведение подростка оказывали его эмоции.
Дети подросткового возраста, которые вели благоразумный образ жизни, слушались родителей и хорошо учились в колледже, исповедовали те же ценности, что и их родители. Поэтому, когда они знакомились с теми детьми, которые нарушали закон, то не попадали под их влияние. Да, не стоит отрицать тот факт, что некоторым было интересно попробовать алкоголь или совершить незначительное правонарушение, но в целом, поведение имело экспериментальный характер.
С другой стороны, подростки, которых мы называем проблемными, не обязательно были выходцами из неблагополучных семей. Часто в семьях родители имели высокую зарплату и вели нормальную социальную жизнь. Но их действия не совпадали с теми качествами, которые они хотели демонстрировать своим детям. Как можно упрекать ребенка в повышении голоса, если сам регулярно это делаешь? Можно ли настаивать на соблюдении режима дня, если сам этого не придерживаешься? Подобное поведение взрослых запутывает подростков и оказывает негативное влияние.
Интересное замечание: подростки не принимают во внимание воспитательные моменты, основанные на традиционной теории или на не ограничивающих свободу взглядах Бенджамина Спока. Для них важен лишь тот момент, когда они чувствуют себя комфортно и согласно тем принципам, которых придерживаются сами.
Психолог-журналист из США Бруно Беттельгейм в статье «Наказание против дисциплины» выразил свое отношение к одобрению и порицанию подростков следующим образом. Автор пишет, что дети не терпят ложь, поэтому родители должны быть с ними максимально правдивыми по отношению к своему эмоциональному состоянию. Выражать радость и восторг, одобряя правильные поступки, стараться скрыть разочарование, доставленное проступками. Эмоциональное состояние является неотъемлемой частью каждого человека. Не следует требовать от подростка идеального поведения, лучше самим родителям стараться придерживаться нравственной, гармоничной жизни. А ребенок, впечатленный преимуществами созданных отношений, приложит максимум усилий для того, чтобы жить так же.
На самом деле, сколько бы воспитательных методик не создавали психологи или нейробиологи, не существует ничего лучшего, чем пример родителей. Эта методика представляет собой самый мощный и естественный инструмент, направленный на становление здоровой личности подростка.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы