С первого класса и до окончания школы дети изучают правила и грамматику русского языка, пишут сочинения, тексты под диктовку, склоняют слова, читают по слогам. Этим же занимались около 50 лет назад их предки.
Русский язык – это богатый язык великого народа. Но это далеко не самый любимый школьный предмет для многих. Разнообразные правила, домашняя работа, трудные контрольные. Изобилие литературы и бесконечные домашние задания не позволяют ученику стать грамотнее. В чем же дело?
Чтобы разобраться в этой проблеме, нужно поставить себя на место ребенка. С момента появления на свет он слышит русскую речь и через 12-24 месяца уже начинает разговаривать на русском языке. Когда ребенок идет в первый класс, он общается на родном языке не хуже взрослых.
Главная цель похода в первый класс – научиться писать и читать. Школа учит ребенка тому, что сказать мы можем одно, а написать совершенно другое. Если ребенок научился писать и читать по слогам, он осознает, что слово «говорить» читается как «гаварить».
Несмотря на то, что ребенок прекрасно осознает, как произносится то или иное слово, из-за огромного количества правил язык становится для ребенка сложным. Учителя постоянно давят на изучение фонетической транскрипции, усугубляя ситуацию.
Если ребенок научился читать, он прекрасно понимает разницу между тем, что пишется и что говорится. Ведь процесс чтения означает, что буквы автоматом переводятся в звуки. Уже в начальных классах дети разбирают слово «путь», чтобы определить количество гласных, согласных и число букв в целом. Затем они об этом забывают и вспоминают только перед важными экзаменами.
Литературные эксперты утверждают, что благодаря фонетическим правилам многие школьники начинают писать грамотно. 90% родителей школьников с этим не согласятся. Наоборот, дети допускают грамматических ошибок сейчас намного больше, чем несколько поколений ранее. В советское время дети изучали фонетику только в 5-6 классе, не больше одной четверти. Этого было достаточно.
Страшная грамматика
Из многолетнего опыта учителей, ученики запоминают правила благодаря словам, которые прописываются в словаре. Много ли вы помните правил, кроме «ЖИ, ШИ пиши с буквой И»?
Прохождение любой темы включает разные упражнения. Многие из них просто предлагают установить пропущенную букву. Если параграф завершился, многие дети забывают сделанные им упражнения до самого экзамена.
Представим себе школьника, которому все-таки удалось выучить правила. Как он будет проверять слово? На что он будет опираться? Как правило, это три варианта:
- В момент написания слова сомнений в том, что оно написано неправильно, нет;
- Появляются сомнения в правильности написания;
- Человек проверяет на грамматические ошибки каждого слова, поэтому предварительно выделяет корень, разбирает суффикс, подбирает правило, а также исправляет ошибку.
Обычно, разбором каждого слова никто не занимается. Ребенок либо пишет и не задумывается о том, есть ли ошибка в слове, или замечает ошибку, так как визуально слово выделяется, не соответствует привычному образу.
Благодаря хорошей зрительной памяти и любви к чтению можно запомнить образы слов, которые помогут в дальнейшем правильно писать. Это не врожденная, а приобретенная грамотность.
Начиная с первых школьных лет, детей учат словам, при написании которых они не подчинены никаким правилам. Возникает вопрос, как их учат правилам? Да никак. Просто заставляют их переписывать в тетрадку по 10-20 раз до того момента, пока они не научатся правильно писать.
Это и есть сущность всех правил русского языка. Чтобы грамотно писать на русском, достаточно просто много читать и писать как можно больше. Правила учить не обязательно. Вполне достаточно разбирать тексты из классических рассказов, где грамматика отчетливо запоминается. А лучше просто взять и начать переписывать. Использовать многоточия и другие лишние знаки препинания не нужно. Просто следует подчеркивать для себя самые важные слова. Только таким образом можно почувствовать описываемое выше понятие как «врожденная грамотность».
Иностранные языки ведь учат также. Например, в немецком и английском языках правилам никто не учит, а просто изначально помнят, как на самом деле выглядит слово и какая у него фонетическая составляющая.
Получается, что большинство правил не позволяют писать ученику грамотно. Они лишь являются базой для любого языка, предварительно создавая его логику.
Интересный факт, что многие преподаватели и ученые XIX века ставили на 1-ое место не грамматические правила, а развитие речи. Уметь правильно объяснять, читать, вдумчиво относиться к тексту еще 200 лет назад было намного важнее, чем правила русского языка.
К примеру, лингвист по имени Федор Иванович Буслаев считал, что грамматика должна основываться на чтении. Главная задача заключается в том, чтобы дети могли правильно выражать свои мысли: как письменно, так и устно.
При изучении языка, по словам Константина Ушинского, нужно следовать трем целям:
- Развивать устную речь;
- Овладеть воображением при чтении литературы;
- Усвоить грамматику.
Изучение грамматики менее важная цель по сравнению с умением правильно выражать мысли.
Методист и педагог Владимир Шереметевский предполагал, что к нашему родному языку нужно относиться не как к языку с огромным набором инструкций, а хотя бы начать на нем просто общаться. Другими словами, в первую очередь, нужно воспитывать в ребенке правильную устную речь.
Несмотря на это, в начале XX века внимание стали сильно уделять грамматики, хотя развитие устной речи не было на последнем месте.
К концу прошлого века русский язык стал похож на инструкцию с большим набором правил. Его не интересно изучать детям лишь по той причине, что сейчас это чистая грамматика. В некоторых книжках можно найти упражнения, при помощи которых развивается устная живая речь, но их не много. Да и педагоги не уделяют ей должного внимания, считая, что это пустая трата времени.
На самом деле грамматические ошибки может подправить программа Word, а вот правильно излагать свои мысли никакая программа не научит.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы