Как объем домашней работы влияет на процесс обучения?

Как объем домашней работы влияет на процесс обучения?

По результатам исследований было выявлено, что выполнение домашнего задания положительно влияет на прогресс обучения детей в школе. Положительный эффект достигается и необходимым объемом заданий – если его будет слишком много или мало, то процесс обучения может, наоборот, усложниться.

Большинство преподавателей поддерживают мнение о положительном влиянии выполнения домашнего задания на учебные навыки, которое также помогает закрепить пройденный материал. Но есть и такие, кто считает совершенно иначе: выполнение домашней работы снижает интерес к обучению. В целом, если верить исследованиям, объем домашнего задания необходимо распределять, опираясь на возраст учеников. Максимально эффективный результат от выполнения домашнего задания наблюдается у учеников старших классов.

К примеру, в США практикуют «правило десяти минут»: начиная с первых классов, на домашнее задание выделяется 10 минут и с каждым последующим годом прибавляют по 10 минут. Но есть и противники данного метода, которые считают, что способности развиваются благодаря качеству заданий, а не количеству времени, потраченного на его выполнение.

Такой подход к выполнению домашнего задания имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, ученик может испытывать трудности с восприятием материала и выполнять задание самостоятельно он будет дольше заданного времени. Таким образом, он будет отставать от тех учеников, которые не имеют проблем в учебе. К положительным моментам можно отнести то, что учитель может таким образом отслеживать тех учеников, которым тяжело дается усвоение материала, следовательно, вовремя помочь.

Низкая эффективность для начальных классов

Как уже отмечалось ранее, эффект от домашней работы на начальном этапе обучения очень низкий или даже отрицательный. В первую очередь ученикам начальных классов необходимо привить интерес и любовь к обучению, а большой объем заданий, наоборот, может развить в ребенке неприязнь к учебному процессу. Хороший эффект в начальных классах приносит чтение, особенно если это происходит вместе с родителями, в домашней обстановке.

Одна преподавательница младших классов решила провести эксперимент и отменить выполнение домашних заданий в своем классе. Впоследствии дети стали больше выполнять заданий самостоятельно и изучать интересующие их темы.

Умеренный эффект для средних классов

В средних классах ученики уже имеют развитый навык учебного процесса. На этом этапе обучения выполнение домашней работы показывает положительный результат. В ходе исследований было установлено, что выполнение онлайн заданий перед экзаменом дает лучшие результаты, чем без них. Но очень важно учителям следить за объемом задаваемой работы на дом, так как можно перегрузить учеников, тем самым снизить уровень восприятия материала.

По данным исследований, ученики, выполнявшие домашнее задание по математике в течение 100 минут в день, стали хуже писать контрольные работы по этому предмету. Регулярное превышение данного периода времени значительно снижает уровень мотивации к учебному процессу.

Другими словами, важен не объем, а качество материала, задаваемого на дом. Существуют некоторые рекомендации учителям для повышения эффективности и правильной организации домашнего задания. Для этого необходимо учитывать следующие пункты:

  • количество времени, отведенного на выполнение задания;
  • готовность всех учеников к выполнению задания;
  • эффективность задания для дальнейшего прогресса учеников в обучении;
  • возможность выполнить задание другим способом;
  • возможность выполнить задание самостоятельно, без помощи преподавателя.

Высокий эффект для старших классов

В старших классах ученики имеют сформированные навыки учебного процесса, и выполнение домашней работы чаще становится способом закрепить материал, пройденный на уроке. Но и в этом случае есть необходимые рекомендации по объему и времени выполнения заданий. Если выполнение домашней работы занимает более двух часов, то возникает дефицит свободного времени на отдых или другие дела. По данным исследований было выявлено, что большое количество старшеклассников имеют проблемы психологического и физического характера, связанные с недостатком времени на отдых, из-за большого объема заданий.

Необходимо, чтобы заданный материал был связан с темой, изученной на уроке, а его решение не вызывало сложности у учеников. Учителю также необходимо давать четкие разъяснения после проверки задания. Не стоит забывать, что все ученики находятся в разных условиях и выполнение задания может быть затруднено по некоторым причинам. Если школьник не сделал заданную работу, это не означает, что он плохо усвоил материал. Все это необходимо учитывать, формируя оценку за работу, иначе несправедливое оценивание значительно снизит мотивацию школьника к процессу обучения.

Для того чтобы объем работы не был завышен, учителям необходимо совместно отслеживать количество задаваемого материала для самостоятельного выполнения. Если каждый учитель будет давать задание, на выполнение которого школьнику необходимо потратить как минимум 30 минут, то для того чтобы выполнить задания по всем предметам, учащемуся понадобится более трех часов, что превышает норму даже для старших классов.

По наблюдениям школьного психолога Морис Элиас, большинство преподавателей совершают такую ошибку, и разрабатывают домашнее задание индивидуально для своего предмета, не задумываясь о других дисциплинах. Подобный подход формирует перегруженность школьников и провоцирует снижение успеваемости в общем учебном процессе.

Важная роль родителей

Для родителей домашние задания помогают следить за успеваемостью и ходом учебного процесса, а также способствуют выявлению особых навыков у ребенка. Родители, которые интересуются домашним заданием и участвуют в его выполнении, показывают детям его важность и ценность. Тогда и дети по другому относятся к выполнению заданий, у них появляется ответственность, а успеваемость в школе улучшается.

Родителям необходимо быть осторожными, не навязывать и стараться не контролировать выполнение заданий, иначе мотивация ребенка сильно снижается. Если пренебрегать данными рекомендациями, выполнение домашнего задания может перерастать в конфликты, а это уже точно не пойдет на пользу обучению.

Нормативы для домашних заданий

В некоторых странах существуют нормы по объему домашней работы, следуя которым запрещено давать задания на дом в первом классе. Во втором и третьем классе время выполнения не превышает один час. В четвертом и пятом – не более двух часов, с шестого по восьмой – до трех часов. С девятого по одиннадцатый класс на выполнение домашнего задания выделяется более трех часов. На выходные дни давать задания запрещено, на время каникул – по усмотрению учителя. В каждой школе количество времени, выделенного на домашнее задание, должно быть прописано в актах.

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации
Добавить комментарий