Мир ребенком воспринимается несколько иначе, чем взрослым. Чтобы разобраться, почему так, интернет-ресурс Early Childhood собрал наиболее свежую информацию по исследованиям ученых на тему «мозг малыша и мозг 25-летнего человека – сходства и различия». Вместе с этой информацией будут изложены данные исследования, которые были проведены в Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте.
Если у вас есть ребенок, вы должны были заметить, что он мыслит по-иному. Дети по-другому себя ведут и воспринимают окружающий мир. Когнитивная психология и нейропсихология занимаются изучением возрастных категорий и функционирования головного мозга.
Ученые разделили людей на несколько возрастных групп:
- До 4 лет – ранее детство;
- С 4 до 10 лет – период детства;
- С 11 до 18 лет – подростковый период;
- С 18 до 25 лет – взрослый возрастной период.
Исследование, которое проводилось учеными десятилетиями, доказало, что именно раннее детство служит основой для формирования социальной, эмоциональной и познавательной базы для человека.
- Структура головного мозга
- Активность мозга в разных возрастных группах
- Как создаются связи головного мозга?
- Синаптические соединения разума по возрастам
- Только что появившиеся на свет:
- Категория детей в возрасте от 1 до 3 лет:
- Малыши в трехлетнем возрасте:
- Ребенок в возрасте от 4 до 10 лет
- С 8 лет
- Десятилетний возраст
- В 14 лет
- 23 года
- Старше 25 лет
- В дальнейшем
Структура головного мозга
В нем существует большое количество нейронов, которые связываются между собой при помощи специального состава – синапсов. Из таких связей состоят крупные части мозга:
- Таламус;
- Мозжечок (малый мозг);
- Стебель мозга, который находится в передней части головы;
- Кора полушария;
- Базальные ганглии.
И всего остального, что в народе именуется «серым веществом». Но чтобы соединить всю эту структуру, в головном мозге присутствует, так называемое, белое вещество. Такой цвет она приобретает благодаря миелину. Это вещество в виде соединения покрывает перечисленные части головного мозга.
Подведя итог, можно сказать о том, существует три компонента, без которых развитие головного мозга невозможно:
- Нейроны;
- Синапсы;
- Миелин.
Нейроны – это материал, из которого строятся составные части мозга. Внутри головного мозга передается информация, которая связана между собой.
Синапсы – это определенная оболочка, которая связывает два нейрона между собой крепким соединением. Таким образом, один нейрон имеет вокруг себя несколько синапсов, которые в дальнейшем взаимодействуют друг с другом, обмениваясь импульсами информации. Одним из веществ, который способствует быстрой передачи электрических импульсов, является миелин. Он способен повысить эффективность связей между собой в несколько тысяч раз.
Активность мозга в разных возрастных группах
Исследование ученых Гарвардского университета продемонстрировало, что мозг зрелого человека и ребенка отличается своим функционированием. У людей разных возрастов работают разные зоны головного мозга. У детей наблюдается активность мозга в центральной части и мозгового ствола. Последний контролирует пульс, температуру и кровяное давление внутренних органов. Средний мозг функционирует в момент пробуждения, принимает сигнал желудка, позволяет чувствовать голод и сытость.
Активность мозга у зрелого человека несколько другая. У него доминируют такие зоны, как кора головного мозга и группа структур головного мозга, которая именуется лимбической системой. Она отвечает за сексуальное поведение человека, активность и реакцию (физическую и эмоциональную).
Как создаются связи головного мозга?
С самого рождения малыша структура человеческого мозга претерпевает изменения. В первые дни и годы жизни изменяется состав связей между нейронами. Формируется крепкая, либо простая связь между нейронами, которая влияет на дальнейшую обучаемость маленького человечка. Вместе с обучаемостью затрагивается социальное поведение и психическое здоровье. За первые годы жизни ежесекундно формируются до 700 нейронных связей.
Первые зоны, которые претерпевают изменения, – сенсорные. Они бывают зрительными и слуховыми. После них развиваются языковые навыки и познавательные функции. В дальнейшем благодаря процессу созревания количество нейронных связей, создаваемых за одну секунду, уменьшаются. Между синапсами создаются неиспользуемые связи для более эффективной передачи сигнала между нейронами.
Синаптические соединения разума по возрастам
В зависимости от возраста ребенка, синаптические связи развивают в человеке определенные функции.
Только что появившиеся на свет:
- Формируются моторные навыки, 5 чувств;
- Объем головного мозга составляет 25 % в сравнении с ребенком более старшего возраста;
- Формируется память, благодаря которой новорожденный узнает близких членов семьи, родственников, родителей;
Категория детей в возрасте от 1 до 3 лет:
- За этот промежуток времени ежесекундно формируются до 2 миллионов синапсов в голове;
- На протяжении этих двух лет формируется базовая структура мозга. За счет динамического развития его активность в два раза выше, чем активность мозга взрослого человека.
Малыши в трехлетнем возрасте:
- Объем мозга в этом случае составляет уже около 90 % от головного мозга взрослого человека;
- Формируется память на сознательном уровне;
- К этому моменту закладываются способности к самостоятельному обучению и формированию характера в социальном обществе.
Ребенок в возрасте от 4 до 10 лет
Чтобы разум у взрослого человека правильно работал, требуется примерно 20 % потребляемого кислорода, а у ребенка в этом возрасте – до 50 % кислорода.
С 8 лет
С восьми лет у ребенка формируются логические навыки.
Десятилетний возраст
С этого возраста у ребенка начинается процесс созревания нервных связей. Связи, которые используются в недостаточном количестве, из состояния активности переходят в состояние пассивности. Лобная часть ускоренно взаимодействует с иными зонами разума.
В 14 лет
В этот период активно формируется миелиновый слой. Он позволяет лучше обучаться, так как по этому слою импульсы в волокнах передаются в несколько раз быстрее (в среднем, 5-10 раз). Все дело в том, что эта зона человека способна решать задачи, планировать и провоцировать активное мышление. В этом возрасте человек начинает выстраивать приоритеты во время планирования, оценивать свои затраты и выстраивать правильно другие важные задачи.
23 года
К 23 годам завершается процесс созревания и удаляется примерно половина синапсов, которые были сформированы в детстве. Другие изменения в головном мозге, которые возникают в 20-летнем и более старшем возрасте, пока хорошо не изучены.
Старше 25 лет
В двадцатипятилетнем возрасте процесс миелинизации подходит к концу. Мозг полностью созрел. Это не в шестнадцать лет, когда в определенных американских штатах разрешается водить автомобиль, не в совершеннолетнем возрасте, когда личность полностью ответственна за собственную судьбу, не в 21 год, когда разрешается покупать алкоголь, а ближе к двадцатипятилетнему возрасту, когда молодые люди приобретают возможность самостоятельно арендовать транспортное средство (в Соединенных Штатах).
В дальнейшем
Во время процесса обучения мозг может создавать новые нейронные связи. То есть человек по-прежнему обучаем. В раннем возрасте мозг человека более пластичен. Например, после рождения ребенка слуховые нейронные связи настраиваются на определенную звуковую волну. То есть на языковое общение. За этот же период мозг человека теряет способность изучать новые звуки иных языков. Несмотря на то, что за время всей жизни человек может выучить другие языки или овладеть иными навыками, подобные связи настолько легко уже не смогут перестроиться.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы