Методики раннего развития детей

Дети Для родителей
Мир развивается стремительно быстро. Даже несмышленому ребенку в год приходится усваивать большие объемы информации. Однако каждый родитель мечтает, чтобы малыш запоминал ее не механически, а научился систематизировать знания, отделять главное от второстепенного. Другими словами, они мечтают о думающем, мыслящем человечке.

Существует множество признанных методик раннего развития, которые как раз и помогают вырабатывать интеллект детей с пеленок. Если применять их правильно, не увлекаясь, то можно принести огромную пользу ребенку. Сегодня психологи выделяют такие преимущества раннего подхода к обучению малышей:

  • Общение с родителями. Какие бы методики раннего развития не были выбраны, они предполагают общение родителей со своим ребенком. Их объединяет общее, интересное дело – игра! Взаимодействие в семье очень важно для положительного психоэмоционального становления личности.
  • Усвоение новой информации. Ребенок, занимающийся по одной из систем раннего развития, будто идет на шаг впереди своих сверстников. Пока остальные знакомятся со схематическими рисунками животных из детских сказок, ваш ребенок уже знает, как звери выглядят в реальности.
  • Тренировка для мозга. Главная задача систем по развитию ребенка – научить его учиться. Если не переусердствовать с занятиями, можно привить детям любовь к наукам, любознательность, желание учиться новому. Малыш до 3 лет запоминает информацию без напряжения. В школе ему будет намного проще справляться с потоком информации и заданий.
  • Приобретение навыков. В программах обучения предусмотрены приемы, которые развивают логику и мышление ребенка в год. Например, малыш не учится считать, а осваивает навыки, которые в будущем помогут ему с легкостью решать математические задачи. Главный принцип – не учить ребенка, а готовить к обучению.
  • Умение концентрировать внимание. Усидчивость – это навык, который нужно развивать постепенно. Если ребенок ничем не занимался до школы, переключиться на новый режим и «сесть за парту», ему будет крайне сложно. Регулярные, пускай короткие, занятия по одной из программ, научат его успокаиваться и концентрироваться на задании. Это умение пригодится ребенку и в школе, и в университете.
  • Адекватная самооценка. Занимаясь, ребенок в 1 год будет получать позитивные эмоции, от способности преодолевать трудности. Если вы будете хвалить его, это благотворно скажется на его восприятии себя.
  • Развитие талантов. Применение методик раннего развития помогает находить склонности и таланты ребенка. Возможно, в вашей семье растет маленький гений, и вы своевременно сможете выявить это.

Известно 4 наиболее популярные системы развития ребенка:

  • Марии Монтессори;
  • Глена Домана;
  • Николая Зайцева;
  • Сесиль Лупан.

Методика раннего развития Монтессори

Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.

Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.

Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:

  • Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
  • Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
  • Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
  • Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.

Преимущества системы:

  1. Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
  2. Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.

Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.

Раннее развитие по Глену Доману

Глен Доман – военный врач. В свое время он занимался с детьми, пережившими ушиб головного мозга или страдающими поражениями ЦНС. Он придумал систему, на основании черно-белых карточек, с помощью которых учил своих подопечных. После того, как методика дала положительный результат, он решил попробовать ее на здоровых малышах.

Сегодня карточки используются для запуска развития ребенка до года. Они предлагают работу по трем направлениям: чтение, арифметика и интеллектуальное развитие. На карточки нанесены разные изображения. На материал для чтения – целые слова, для арифметики – красные точки, для общего развития – животные, растения, люди.

Задача педагога или родителя – демонстрировать рисунки ребенку в течение дня по несколько секунд. Постепенно он научится запоминать изображения, и когда вы увидите, что он запомнил все карточки, можно будет добавлять новые. Это несложное упражнение способствует запоминанию изображений и тренировке мозговой активности ребенка. Благодаря методике дети раньше учатся читать и писать. Они быстрее осваивают энциклопедические знания в старшем возрасте.

Попробуйте IQClub бесплатно

Для обучения ребенка арифметике используются белые карточки с хаотично нарисованными точками. Постепенно количество точек увеличивается до 100. Когда счет до ста будет понятен, можно переходить на решение примеров и изучение цифр. Система дает первые, впечатляющие результаты уже через несколько месяцев. Она позволяет осваивать не только математику, но и развивать память и внимание.

Положительные стороны раннего развития по Доману:

  • Развивается умение запоминать большие объемы информации;
  • Тренируется зрительная память;
  • Техника не требует много времени. Можно заниматься с ребенком по несколько минут в течение дня.

По мнению ученого, дети очень любознательны и нужно приложить усилие, чтобы отбить у них охоту учиться. Они впитывают знания, как губка. Предложив методику ребенку в возрасте 3-6 месяцев, вы восполните его «информационный голод». Однако, каждое упражнение должно длиться ровно до тех пор, пока ребенок не устанет. Нельзя, чтобы занятия вызывали у него скуку.

Готовые карточки продаются в детских магазинах и на интернет сайтах. Их можно скачать и распечатать самостоятельно, или купить готовые. Заниматься по системе Г. Домана можно с рождения ребенка. Оптимальный возраст – 6 месяцев.

Методика Зайцева

Николай Александрович Зайцев – петербуржский педагог, который придумал популярную систему обучения чтению по слогам. По его мнению, именно слог является элементарной частью речи, а не слово или буква. Когда ребенок только начинает говорить, он произносит слоги «ма», «да», «ка», «ба». Искусственное разделение слогов на буквы закрепощает речевые навыки детей, вызывает трудности с чтением.

В основе системы развития ребенка до года лежат наглядные пособия – кубики и карточки. Она также предполагает разучивание веселых, коротких песенок, распевание которых помогает быстрее усваивать материал. Основной принцип развития – игра, как основной вид деятельности детей раннего возраста.

Оптимально начинать работать с детьми по программе Зайцева после 1.5-2 лет. Можно заниматься раньше других детей, но как показывает практика, чем старше малыш, тем быстрее он учится читать. Например, если двухлетний кроха начинает читать через 6 месяцев, то пятилетний – через 2 недели.

Хотя слогов в 7 раз больше, чем букв, учить их совсем несложно. Вместе с чтением дети осваивают грамотное письмо. Например, они сразу запоминают, что «жи» и «ши» пишется через «и». Более того, при классическом обучении чтению по буквам, дошкольники часто отвлекаются на рисунки. Кубики содержат исключительно буквы, без отвлекающих элементов.

В данной методике на развитие ребенок получает такие преимущества:

  • Учиться писать без ошибок;
  • Избегает логопедических недостатков;
  • Учится говорить чисто;
  • Расширяет запас слов;
  • Развивает логическое мышление;
  • Тренирует зрительную память.

Заниматься по методике раннего развития Зайцева очень просто. Нужно приобрести готовые кубики и организовать короткие занятия в удобное ребенку время. Он должен быть здоровым, в хорошем настроении, отдохнувшим. Не должно быть принудительного обучения. Важно заинтересовать малыша, тогда система обучения даст наилучшие результаты. После изучения слогов, можно учиться читать вывески.

Метод Сесиль Лупан

С. Лупан – автор бестселлера «Поверь в свое дитя». По сути, ее система является продолжением наработок Г. Домана.

Чтобы достичь успеха в развитии по методике Сесиль Лупан до года, нужно следовать таким принципам:

  • Если ваш ребенок проявляется интерес к чему-либо, помогите ему получить новые знания;
  • Не стройте преграды на пути познания окружающего мира;
  • Обучайте ребенка через игру, но заканчивайте ее того момента, как малыш устанет;
  • Не надо устраивать проверки знаний;
  • Чтобы поддерживать любознательность, активно предлагайте новую информацию к изучению.

Ребенок в год – индивидуальность. Не обязательно следовать абсолютно всем советам программы. Важно почувствовать, что работает именно с вашим малышом. Главный учитель ребенка – его родители. Не стоит придерживаться строгого графика в обучении. Нужно наблюдать за малышом и постепенно развивать врожденные способности.

В этой методике развития ребенок не находится под постоянной опекой. Чрезмерный контроль притупляет творчество. Навязчивая помощь родителей – это нарушение личного пространства малыша. Обучение должно вызывать радость, интерес. Запоминание осуществляется легко и непринужденно.

По мнению автора системы, ранее развитие будет эффективней, если общение с ребенком будет строиться на любви и терпении. Лупан считает, что первый год жизни – самый важный этап, поэтому роль родителя сводиться к выполнению 4 задач в этот период:

  1. Помочь крохе сформировать позитивное отношение к себе и миру. В период раннего развития нужно максимально проявлять свою любовь: физически, словесно.
  2. Стимулировать зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
  3. Поощрять двигательную активность.
  4. Заложить основы речи.

Предлагая данную методику своему ребенку, вы даете ему такие преимущества:

  • Малыш растет в любви и гармонии;
  • Система охватывает все стороны становления его личности: физическую, умственную и психоэмоциональную.
  • Заниматься по методике можно раньше, чем по другим системам – с первого дня рождения.

Выбирая методику ребенку, ориентируйтесь на его темперамент и интересы. Нельзя навязать конкретную систему обучения. Занятия будут эффективными только в том случае, если они будут ему интересны.

archer
Попробуйте IQClub бесплатно
Делает обучение увлекательным
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 175 оценок, среднее 3.99 из 5 )
Поделиться с друзьями
Блог IQКлуба