СДВ – это проблема?
Давайте разбираться пошагово, что такое синдром дефицита внимательности и как с ним бороться. Определенные отличия от нормы в поведении ребенка возникают, в зависимости от возраста. Для детей, посещающих детсад, характерно отсутствие самоконтроля и усидчивости, школьникам свойственна рассеяность, а подросткам – фобии и тревожность.
Однако, для всех групп основной признак отклонения – трудности с концентрацией. Ребенку тяжело долго находиться в одном месте, выполнять одно и то же задание, воспринимать новую информацию и указания. У него могут возникать сложности с самоконтролем. Отслеживается чрезмерная активность, возбужденность или, наоборот, отстраненность (мечтательность). Ребенок старается вести себя хорошо, но безуспешно, ведь расстройство – это не результат недостатка воспитания, а особые процессы в мозгу.
Родители должны помнить, что в появлении синдрома дефицита внимания нет ничьей вины. Своему чаду обязательно нужно помочь, потому что СДВ может стать причиной пониженной самооценки и неуспеваемость в школе. Наиболее распространенными проблемами, которые сопутствуют расстройство, являются:
- депрессия (ребенок отстраняется от мира, спит больше или меньше обычного, часто грустит, теряет интерес к любым занятиям);
- проявление страхов (появляются тревожные мысли, пугливость, беспокойство);
- учебные проблемы (дети с СДВ могут обработать далеко не всю информацию, часто неуспеваемость возникает по нескольким предметам; информация просто не регистрируется в мозгу).
Причины заболевания
Пока нет научных доказательств влияния социальных факторов на возникновение расстройства. Неправильное воспитание также не является его источником. Наиболее вероятные причины кроются в генетике семьи и нейробиологии. Социальные факторы могут только усугубить последствия отклонения, но никак не вызвать их. В разное время ученые называли всевозможные факторы, которые могли сказываться на психическом здоровье:
- Условия окружающей среды. Доктора установили определенную взаимосвязь между появлением синдрома дефицита внимания, курением и употреблением алкогольных напитков матерью во время вынашивания плода. Также подтверждено влияние свинца на организм дошкольника. После того, как применение элемента в красках было воспрещено, риск развития расстройства был снижен. Однако, он сохраняется в отделке старых построек. Дети, проживающие в таких зданиях в младшем возрасте, относятся к группе риска.
- Травма головы. Мнение, что она приводит к нарушению внимания, в некоторой степени ошибочно. Установлено, что лишь небольшой процент случаев повреждения фронтальной части головы приводит к расстройству.
- Сахар и другие пищевые добавки. Нет единого вывода, касательно влияния сахаросодержащих продуктов на активность ребенка. Исследования в разное время показали противоречащие результаты, поэтому однозначно утверждать, что вещество небезопасно, нельзя. Однако, некоторые врачи утверждают, что диета положительно сказывается на поведении детей.
- Наследственность. Доказано, что у 25% детей с СДВ есть родственники с таким же нарушением. Если оба родителя страдают расстройством, их ребенка относят к группе риска, однако, не всегда заболевание обуславливается генетикой. Дети с СДВ появляются и в вполне здоровых и благополучных семьях.
Вывод напрашивается сам: ученые не установили истинных и точных причин синдрома дефицита внимания. Пока они называют лишь косвенные факторы.
Как ведет себя ребенок с СДВ
Детей с СДВ нельзя назвать одинаковыми. Они чувствуют себя по-разному, в зависимости от подтипа поведения:
- Невнимательный тип. Ранее его называли синдромом нарушения внимания.
- Импульсивный тип. Присущ гиперактивным детям.
- Комбинированный тип. Имеет признаки всех подтипов.
Невнимательный подтип СДВ встречается чаще всего. Такие дети держат себя в рамках в школе, но становятся практически неуправляемыми дома, а также имеют проблемы в общении со сверстниками. Они не обязательно «сносят голову» родителям. Ребенок может оставаться спокойным, мечтать, но абсолютно отстраниться от происходящего вокруг. Часто родители и учителя не замечают признаков синдрома дефицита внимания, пока школьник не начинает серьезно отставать в учебе.
Дети невнимательного типа без труда концентрируются на том, что им нравится, но сосредоточится на принятии новой информации им тяжело. Они часто путают уроки, забывают выполнить домашнее задание, принести учебники и т.д.
Гиперактивные дети разрушают все на своем пути. Им тяжело справиться со своими эмоциями. Они без умолку разговаривают, бегают, пытаются найти новое занятие. Реакция в мозгу происходит слишком быстро. Ребенок не успевает подумать, перед тем, как натворить что-то. Он проявляет беспокойство, не может подождать своей очереди в играх, выкрикивает ответы, не дождавшись окончания вопроса.
Процессы в мозгу. Как их диагностировать?
В нашем теле есть особые химические вещества, которые называются нейромедиаторами. С их помощью мозг управляет нашим телом, мыслями и эмоциями. Они содержатся в организме здорового ребенка в определенном количестве. При СДВ уровень этих веществ отличается, часто меняется. Этим объясняется тот факт, что симптомы синдрома то проявляются, то пропадают.
При отсутствии нейромедиаторов в одном из отделов мозга импульс попросту не передается. Сигналы, которые отвечают за «торможение», не проходят. Этот процесс проявляется внешне, в описанных выше отклонениях поведения.
Части мозга отвечают за соответствующие мыслительные и поведенческие проявления. Считается, что последствия синдрома дефицита внимания могут затрагивать разные участки. В зависимости от этого, у ребенка проявляется больше признаков невнимательности или гиперактивности.
Для установления диагноза для начала необходимо убедиться в наличии таких сопутствующих признаков:
- отклонения от норм поведения проявляются дольше 6 месяцев;
- симптомы возникают регулярно;
- нестандартное поведение начало влиять на все сферы жизни ребенка;
- появились проблемы с учебой и установлением межличностных контактов;
- не были установлены другие причины, которые могли бы вызвать нарушение (например, стресс, переезд, новый коллектив и т.д.).
Для диагностики синдрома дефицита внимания используются самые разные методы. Наиболее распространенные из них: внешнее наблюдение и заполнение опросника родителями, воспитателями и педагогами, а также консультация специалиста, который ставит окончательный диагноз. Поиском расстройства занимаются психиатры, психологи, педиатры и неврологи.
Все способы обследования можно уместить в такой список:
- тесты для выявления невралгического и психологического состояния ребенка;
- изучение его медицинской истории и социальной обстановки в семье;
- проверка зрения, речевых навыков, двигательной активности;
- оценка соответствия возрастному развитию, способностей, личных качеств, умения воспринимать информацию.
Как помочь детям с нарушенным вниманием? Ищем специалиста
Лечение СДВ многогранно. Оно подразумевает, в первую очередь, психиатрическую терапию для коррекции поведения подопечного. Если родители заметили признаки синдрома дефицита внимания, следует направиться к педиатру. Он посоветует нужного специалиста с опытом работы в данной области.
В идеале, нужно найти специалиста, который обладает наиболее широкими инструментами работы с ребенком. IQ Club предлагает свою помощь в воспитании «трудных» детей. У наших специалистов есть успешный опыт работы с семьями, в которых есть ребенок с нарушенным вниманием. Мы проводим тренинги, позволяющие ввести его в социум и научить родителей правильной тактике поведения дома.
Медикаментозное лечение
Если проявления синдрома дефицита внимания, это заболевание нервной системы, то одними уговорами тут не помочь. В отдельных случаях, специалист назначает препараты. Преимущества медикаментозной терапии для ребенка:
- повышается самоконтроль;
- улучшается успеваемость в школе;
- налаживаются отношения между детьми на игровой площадке;
- уменьшается риск развития депрессии.
Прием препаратов под контролем врача считается безопасным. Они не вызывают чувство «кайфа» у ребенка, поэтому речь о привыкании не идет. Однако, некоторые пациенты отмечали, что ощущают себя по-другому. Сегодня нет доказательств, что стимуляторы могут вызывать зависимость у детей.
Эксперименты Massachusetts General Hospital и Harvard Medical School установили, что тинэйджеры, страдающие СДВ и принимающие специальные медикаменты, были менее склонны употреблять наркотические вещества, нежели их сверстники с аналогическим заболеванием, но не принимающие лекарства.
Немедикаментозные способы помощи
Среди методов немедикаментозного лечения синдрома дефицита внимания наиболее эффективными считается:
- Психотерапия. Она учит ребенка принимать себя таким, какой он есть. Ее задача заключается не в работе с симптомами, а в поиске инструментов для управления эмоциями. По большому счету, психотерапевт минимизирует сопутствующие расстройства пациента (угнетение, депрессию, чувство вины и т.д.).
- Бихевиоральная терапия. Она направлена на то, чтобы помочь ребенку поменять образ своих мыслей. Она не только учит понимать себя, как психотерапия, а постепенно меняться изнутри. Терапия помогает справляться с такими простыми задачами, как подготовка домашнего задания, и такими сложными, как управление гневом в критической ситуации.
- Развитие навыков взаимодействия в социуме. В этом случае врач пытается смоделировать поведение ребенка с синдромом в разных жизненных обстоятельствах, например, спокойно подождать своей очереди, поделиться игрушками, стойко отвечать на издевки детей (дразнилки). Эти практики очень важны для построения межличностных отношений в детском возрасте.
- Группы поддержки. К сожалению, в нашей стране это не очень развито, но уже сейчас родители, чьи дети страдают заболеванием, стараются объединяться в компании, чтобы совместно прослушать обучающие лекции по СДВ, делиться успехами и неудачами, узнавать, как справляются с проблемой другие.
- Обучение родителей дополнительным навыкам. Существуют разные системы коррекции поведения ребенка, которые предлагаются родителям. Среди них, система оценки действий и «тайм-аут» (изоляция ребенка в тихом месте, если он выходит из-под контроля). Последний метод используется не для наказания, а для отстранения от возбуждающих факторов.
Родители должны научиться создавать ситуации, в которых ребенку проще достичь успеха. Например, хороши игры, в которых участвует всего 2-3 человека. Это не даст ребенку перевозбудиться. Не последнее место занимают техники управления стрессом (медитация, релаксация).
Памятка для родителей
Семья особенного ребенка, как никто знает, что такое синдром дефицита внимания. Такой ребенок требует намного больше любви и внимания. Существуют определенные правила для мамы и папы, следование которым поможет минимизировать нагрузку на психическое состояние их чада:
- Стройте позитивное отношение. Дети, страдающие расстройством, очень болезненно реагируют на критику. Не стоит употреблять слово «нет» в разговоре с ними. Вместо того, чтобы говорить «не делай так», стоит сказать, как «следует делать правильно». Необходимо показывать собственный позитивный пример: «Давай я помогу тебе убрать вещи» и развивать позитивное мышление у ребенка. Нужно привить убеждение, что ему все под силу.
- Хвалите ребенка! Все люди совершают ошибки, а дети особенно. Не концентрируйтесь на провалах, лучше похвалите их за достижения. Расскажите, как гордитесь хорошими поступками. Если ребенок что-то сломал, подбодрите его.
- Оградите своего ребенка от волнения. Если он раздражен или перевозбужден, необходимо постараться успокоить его: например, сделать ванную, включить приятную музыку, усадить за спокойные игры.
- Организуйте режим дня. Зная распорядок, ребенку будет легче справляться с заданиями, и он почувствует себя спокойней. Основные занятия должны повторяться в одно и то же время: прием пищи, выполнение домашнего задания, сон и прочее. Помогите ему решать важные дела здесь и сейчас, не откладывая на потом.
- Разговаривайте со своим чадом. Темы для обсуждения могут быть самыми разными. Спрашивайте, что он чувствует, думает. Слушайте, что он отвечает на поставленные вопросы, и давайте позитивные комментарии. Нельзя отвечать за ребенка. Если ему нужно время подумать, не беда. Он должен знать, что им действительно интересуются, и вам важна его жизнь.
- Минимизируйте отвлекающие факторы. Помните, что ваш ребенок нуждается в особенных условиях для развития. Чтобы ему было легче концентрироваться, дайте ему «выпустить пар». Если задание слишком большое, можно поделить его на части и выполнять поэтапно. Делайте перерывы между этапами, контролируйте качество проделанной работы и переходите к следующему заданию. Так ребенку будет проще сосредоточиться.
- Плохое поведение – не приговор. Ни в коем случае нельзя кричать на детей с СДВ. Правильнее объяснить, что именно рассердило вас, как родителя. Нельзя обобщать, выскажитесь по поводу конкретной ситуации. Если вы решили прибегнуть к наказанию, оно должно быть справедливым.
- Уделяйте время себе. Воспитание ребенка, страдающего от синдрома дефицита внимания – это труд. Вам тоже нужен отдых. Чтобы найти для себя хоть немного свободного времени, придумайте для чада полезный досуг. Например, IQ Club проводит для детей тренинги и интересные занятия. Их правильная организация позволяет увлечь любого ребенка, даже гиперактивного и невнимательного!
Синдром у подростков
Как было сказано в начале статьи, не все дети перерастают недуг в дошкольном и раннем школьном возрасте. Нередки нарушения и в подростковый период. Он требует еще большего участия от родителей. Юношеские проблемы, такие как боязнь неудачи в школе и личной жизни, давление со стороны одноклассников, дети с СДВ переживают тяжелее. Стремление быть независимым и тяга к запретному плоду – алкоголю, курению – могут сильно сказаться на психическом здоровье подрастающего человека.
Как и раньше, рекомендуется устанавливать для ребенка определенные правила. Они должны быть конкретными и простыми для понимания. Родители обязаны объяснять «почему» правило было установлено. Допускается даже сделать печатную таблицу и повесить ее на видном месте.
В случае нарушения правила (а это неизбежно), нужно реагировать на это максимально спокойно. Наказания должны быть справедливыми и четкими. Возможно применение методики «тайм-аут». С подростками она также работает. Постарайтесь найти с ними компромисс. Проговаривание ситуации – лучший способ ее разрешения.
И напоследок…
Нужно быть готовым к тому, что проявления синдрома дефицита внимания у ребенка могут спровоцировать конфликт между домочадцами. Но так быть не должно. Залог успеха – это полное взаимопонимание в семье. В сложившейся ситуации важно участие каждого.
Что можно сделать:
- Для себя: пополняйте энергию, не нужно загоняться в угол. Вам нужны силы для воспитания своего ребенка. Старайтесь отдыхать по максимуму. Ищите поддержку у друзей и родных;
- Для брака: уважайте мнение супруга, больше разговаривайте, проводите время вдвоем, беседуйте не только о СДВ, а и на другие темы. Помните: ребенку важен крепкий тыл;
- Для остальных детей в семье: давайте им больше любви, интересуйтесь их желаниями, помогите братьям и сестрам подружиться.
При необходимости, обращайтесь за помощью к специалисту. Работа с синдромом – это испытание для всех членов семейства. Не стоит отказываться от поддержки извне.
Обнаружение у вашего ребенка синдрома дефицита внимания – не приговор. Хотя он до конца не изучен, и нет рецепта для полного избавления от недуга, корректировать его проявление можно. Обеспечив себя поддержкой специалиста, можно добиться больших результатов и свести его практически к нулю в детском возрасте.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы