Как воспитать лидера?

Лидер Soft-skills для детей
По статистике лишь 5% всех детей изначально имеют лидерские качества, у всех остальных нет такой врожденной наклонности, но ее можно вполне успешно воспитать. Для начала надо понять, что именно означает лидерство, как эти качества найти в ребенке и вообще – нужно ли оно ему?

Кто такой лидер?

Лидер это не тот, у кого все получается, вовсе нет. Это человек, за которым пойдут другие, несмотря на предыдущие результаты его действий. Ребенок лидер уже в детстве собирает вокруг себя деток, он всегда находится в центре, знает многое о каждом и даже иногда группе именно он задает цель и прокладывает путь.

Если раньше такие качества считались зазнайством, то в наше время это конкурентоспособность, позволяющая получить более комфортное место в жизни. Дети лидеры умеют ставить себя в обществе, руководить окружающими и находить наиболее выгодное положение. Врожденно такие качества есть не у всех, но при этом их вполне можно воспитать, научив малыша правильно думать и оценивать ситуацию.

Основные признаки лидера

Основные признаки, на которые стоит ориентироваться, воспитывая ребенка лидера:

  • коммуникабельность;
  • желание действовать;
  • понимание ответственности за себя и товарищей;
  • умение собрать вокруг себя команду и распределить роли;
  • умение руководить процессом.

Некоторым родителям кажется, что столь серьезные выражения никак не вяжутся с пятилетним ребенком и это главная ошибка. Наряду с признаками лидера, стоит обратить внимание на качества, которыми должен обладать родитель лидера. За каждым великим человеком стояло его детство с родителями – именно их отношение к его деяниям формировали личность человека, ставшую легендой.

Родители лидера должны:

  • понимать желания ребенка;
  • давать ему свободу действий;
  • разумно критиковать и оберегать;
  • позволять ошибаться и вместе рассматривать ошибки, помогая в них разобраться;
  • направлять действия, давать подсказки, но никогда не делать ничего за малыша.

Именно правильные действия со стороны окружения позволят ребенку поверить в свои возможности и стать впереди всех.

Взрослое отношение, обязанности и ответственность

Попробуйте IQClub бесплатно

Это интересно

Первый шаг к лидерству собственного ребенка – это общение с ним на равных. Конечно, никто не даст ему серьезную работу, но отношение к нему как взрослому без намека на то, что он еще не дорос до того, чтобы с его мнением считались, очень важно. Сильно воспитывает лидерские качества ответственность.

У каждого в доме есть своя «работа», за которую он несет ответственность: мама, папа, бабушка, дедушка и дети имеют свои обязанности. Они даются по силам, например мама должна всех накормить ужином, а дети – убрать со стола. Эта маленькая обязанность приучит не только аккуратности, но и тому, что все надо делать вместе и любая проблема будет решена. Обязанности могут быть не только нудные, но и интересные для малыша, и даже игровые. Например, установить дежурство по чистке зубов и мытью рук, трехлетний малыш с серьезным видом будет ходить, проверять никто ли не забыл помыть руки и почистить зубы. Более взрослым можно доверить полив цветов, кормление домашних животных или помощь по дому. Так он будет чувствовать свою важность и нужность. При этом нельзя давать бросить все на половине пути, напоминая о том, что если взялся за дело его надо закончить, даже если оно разонравилось.

При общении с ребенком надо прислушиваться к его мнению, даже если оно немного неправильное, уметь объяснить свою точку зрения не как: «я взрослый и этим все сказано», а логически, так, чтобы он понял. Хотя иногда надо давать возможность сделать ошибку и поучиться на ее опыте.

Критика и оберегание

Самое тяжелое, с чем приходится мириться родителям – это умеренность в критике и оберегании. Часто мы не видим меры и слишком тщательно стараемся приучить детей к своей точке зрения, даже во вред им. Критика должна быть осторожна, в любом поступке надо найти позитив. Даже двойка в дневнике заставит обратить внимание на то, что трудно дается и даст повод в нем разобраться. Драка учит постоять за себя, разбитая коленка – осторожности. Поэтому критика любого действия должна быть разумной. Просто требование достичь идеала – глупо, так как никто не говорит, что эта точка зрения правильная.

Попытки уберечь от ошибок также означают неправильное поведение со стороны родителей. Конечно, не надо давать попробовать всунуть пальцы в розетку и спрыгнуть с балкона, это опасно, но все, что не граничит с пониманием безопасности, надо дать попробовать, проконтролировав ситуацию. Ведь если ваш ребенок лидер, он все равно попробует, но уже без взрослых. Ничего не станет с малышом, если он все-таки залезет с братом в грязь, попробует на вкус собачий корм или покрасит майку гуашью. Это период понимания границ своих возможностей. Но при этом будет разумным научить ребенка отвечать за свои поступки – отмыть брата от грязи, убрать из собачьей миски все, что разбросал или отстирать майку от гуаши. Он должен понимать и последствия тоже.

Ошибки и их последствия

Как было сказано выше – детям надо давать делать ошибки, так как на них учатся. Все, что не граничит с безопасностью, надо попробовать. Ребенок лидер не терпит запретов и все, что ему сказано не делать, будет проделано с еще большим удовольствием. Кроме того, он будет учиться обходить запреты. Лучше поступать по схеме: « я думаю, тебе не стоит этого делать, потому что…», если же он попробует и убедится в правдивости мнения родителя, больше будет доверять. В таком случае, когда надо будет, чтобы он что-то точно не делал, не придется приказывать, достаточно будет нормальной просьбы.

Некоторые вещи нужно давать пробовать сделать, а потом обсудить результат. Кроме того, можно даже вместе поэкспериментировать и рискнуть. Например, чтобы показать, почему надо прятать в холодильник еду, надо дать скиснуть тарелке супа.

Уверенность в себе и мнении близких

Основное умение, которое нужно развить в малыше – уверенность в себе и в том, что его всегда поддержат. Никогда нельзя на людях показывать ребенку, что родители не придерживаются его точки зрения, что осуждают его поступки. В случае, когда он натворил что-то из ряда вон выходящее, стоит запомнить простой алгоритм действий: «Сначала решаем вместе проблему на людях, потом наказываем наедине». То есть – разбитые зеркала в школьном коридоре мячом, молча с ребенком, чинятся и устанавливаются, а потом уже дома в тишине и спокойствии обсуждается, насколько он был не прав. Такое поведение родителей, разовьет понимание крепкого тыла, что даже в самом худшем случае найдутся те, кто ему поможет.

Для того чтобы воспитать уверенность в себе, надо позволить заниматься сначала тем что получается и дать добиться успеха. Потом вместе преодолеть задачи, сложные на первый взгляд, при этом не делать что-то за ребенка, а помочь ему найти выход самому, сделать ошибки, в них разобраться и понять, что делать дальше.

Соревнование и умение управлять

Фактор, который очень важен для лидера – соревнование. Причем нужно научиться не только побеждать, но и достойно принимать поражение, как ступень к дальнейшим успехам. Соревноваться можно по любому поводу, от того, кто из детей получит лучшие оценки, до того, кто быстрее уберется в комнате. Конечно, лидеру надо давать побеждать, но не стоит забывать о взрослом отношении к этому делу – не поддавайтесь слишком часто. Всегда надо показывать пример, но это не должен быть соседний мальчик, отлично играющий на скрипке, а более четкая личность, добившаяся в своей жизни многого.

Умение управлять для ребенка лидера также важно, как и побеждать. Для начала можно просто попросить его организовать что-то простое, например, обед с помощью домочадцев. Это позволит приобрести уверенность в себе. Нужно поощрять участие в школьных и общих делах, хвалить и подсказывать.

archer
Попробуйте IQClub бесплатно
Делает обучение увлекательным
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 118 оценок, среднее 3.9152542372881 из 5 )
Поделиться с друзьями
Блог IQКлуба