Что такое тайм-менеджмент?
Это искусство рационального планирования и управления своим временем. Оно обучает человека эффективному использованию активных часов жизни. К тайм-менеджменту относится и такое понятие как чувство времени, которое знакомо далеко не всем взрослым, не то, что детям. Оно обозначает способность человека правильно ориентироваться во времени, уметь точно определять временные промежутки без специальных приборов – часов, уметь грамотно распределять свое свободное время и делать все аспекты повседневной жизни, будь-то отдых или работа, максимально продуктивными и качественными.
Ситуации, когда человек проводит за работой большую часть суток, но при этом его продуктивность оставляет желать лучшего, к сожалению, не редкость. Для того чтобы все, за что берется ребенок сегодня и за что возьмется в будущем, приносило плоды, необходимо как можно раньше научить его организовывать себя и свое время. Вначале он сможет своевременно делать уроки, совмещать их с прогулками, занятиями в кружках, играми. Позже его работоспособности и результатам будут завидовать коллеги, а он сам превратится в человека, четко знающего свою цель и уверенно идущего к ней.
Планирование, выявление поглотителей времени, пример для подражания
Есть три основополагающих момента, на которых стоит сосредоточиться тем родителям, которые хотят обучить своих детей элементарному тайм-менеджменту:
- планирование;
- выявление поглотителей времени;
- пример для подражания.
Это интересно
№1. Самой простой и эффективной техникой планирования является составление списка ежедневных дел. Чтобы научить ребенка составлять такой план, попробуйте вместе на бумаге спланировать ближайшие выходные, а потом, действуя по плану, провести их. После пусть малыш сам составит план для себя на «рабочий» день, а вы подкорректируйте. Если ребенок еще не совсем хорошо пишет, воспользуйтесь схематическими картинками и цифрами. Картинка часов и на них единица – значит первое, что нужно сделать — это проснуться вовремя. Изображение зубной щетки и двойка – умыться почистить зубы и так далее: зарядка, завтрак, сборы, учеба, отдых, обед, уроки… Также ребенку наверняка понравится составлять план для мамы и папы, чтобы вся семья была при деле и могла обмениваться рассказами о своих успехах. Если детей в семье несколько, то избежать ежедневной утренней нервотрепки помогут индивидуальные карточки. У каждого свой цвет, форма карточки и последовательность утренних дел. Посмотрел, сделал, все просто.
№2. Приучайте ребенка с вечера собираться в школу. Пусть на пробковой или магнитной доске разместит стикеры с изображениями или названиями всего, что нужно взять в порядке важности. Тогда маме не нужно будет ежедневно по нескольку раз напоминать о необходимости сложить учебники или сменку.
№3. Для скорейшего запоминания принципов планирования и развития чувства времени сведите все ежедневные обязательные дела в таблицу и повесьте ее на видном месте – холодильник самое подходящее. Все выполняют свой перечень и ставят плюсики на пересечении дня недели и выполненного задания.
Маша | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Подъем | + | ||||||
Зарядка | + | ||||||
Умывание | + | ||||||
Завтрак | + | ||||||
Школа | + | ||||||
Чтение | |||||||
Домашняя работа | + | ||||||
….. | |||||||
Мама | |||||||
подъем | + | ||||||
гимнастика | |||||||
Работа | + | ||||||
Приготовление обеда | + | ||||||
……… | |||||||
Папа и другие члены семьи | |||||||
…… |
Такой инструмент тайм менеджмента, но еще и с временными рамками для каждого дела, избавит от необходимости думать: как все успевать? Для каждого дела выделите нужное количество времени, если вы его превысили – выясняйте, почему так произошло и научитесь вычислять поглотителей времени. То есть те отвлекающие мероприятия, которые делают нашу работу неэффективной. Каждое дело ребенок должен понимать в часовом эквиваленте: на это занятие мне нужно 2 часа, а с другим я управлюсь за 20 минут. Так он научится анализировать свой день в соответствии с накануне составленным планом, чего я достиг «+», чего не достиг «-» и почему так получилось.
№4. Распределение дел по степени важности. Есть дела, которые непременно должны быть выполнены именно сегодня или ежедневно (умывание, зарядка, сходить в магазин или в аптеку) и те, которые могут подождать (компьютерная игра, реферат на следующую неделю). Учитывайте приоритетность при составлении плана и не забывайте напоминать, что вопросы, связанные со здоровьем любого из членов семьи всегда на первом месте. То есть выполнение врачебных предписаний априори важнее уроков или подготовки к контрольной.
№5. Положительный родительский пример – хороший помощник. Папа и мама должны вместе с ребенком составлять свой план и неукоснительно его соблюдать, сын или дочь будет это видеть и копировать поведение. Все свое время ребенок наблюдает и перенимает опыт родителей. Если у них все будет по полочкам, вовремя, четко, тогда и малыш научится не тратить зря время, а использовать его только с пользой.
№6. Одно большое дело – это много маленьких. Ребенку сложно охватить что-то глобальное. Сталкиваясь с большим объемом работы он теряется. Поэтому необходимо большое дело разбить на несколько маленьких, но четких. Уборка комнаты – сложно, а определить игрушки в красный коробок, отделить фломастеры от ручек, заправить постель и вынести всю грязную одежду – уже легче.
№7. Нудные дела нужно делать в первую очередь. Так нужно объяснить ребенку, который никак не может настроиться на нелюбимое занятие. Чем быстрее он его сделает, тем быстрее займется тем, что по душе. Включайте развлечения и поощрения: все сделаешь за 15 минут, будет тебе 15 минут игры на планшете (только следите, чтобы поощрение не длилось дольше, чем сама работа).
№8. Делу – время, потехе – час. Учите ребенка не только трудиться по времени, но и отдыхать. Позанимался 40 минут, получай свои 20 минут отдыха. Пусть переключается с одной работы на другую. Читал – пусть порисует. Делал информатику, пусть попрыгает с мячом, а не поиграет на телефоне или компьютере.
Не хватило времени. А почему? Оно куда-то делось….
Выявление поглотителей времени. Допустим, что ребенок освоил рациональное планирование, но у него плохо получается строить свою жизнь в соответствии с планом и придерживаться установленных временных рамок. Помогите ему разобраться, почему так происходит. Куда уходит время?
Ведь вы наверняка хорошо знаете, что часто отвлекаясь во время выполнения работы, она может растянуться на непредсказуемое время. Вынужденные ожидания, опоздания, телефонные разговоры, перекусы, просмотр новостей или телевизора, попавшаяся под руку интересная книга и прочие отвлекающие элементы, значительно снижают КПД человека и в прямом смысле «крадут» его время. Задача родителей продемонстрировать ребенку механизм действия поглотителей времени.
Составьте еще одну таблицу, где будете записывать абсолютно все, что делали вы и ребенок за день, а потом проанализируйте, насколько эффективной была ваша работа
Занятие | Начало | Окончание | Всего времени, мин |
Стихотворение наизусть | 15-00 | 15-10 | 10 |
Разговор с другом по телефону | 15-10 | 15-40 | 20 |
Продолжение учебы стихотворения | 15-40 | 15-50 | 10 |
Чай с булочками | 15-50 | 16-10 | 20
|
Повторение выученного стихотворения | 16-10 | 16-30 | 20 |
80 минут |
На основании этой таблицы очень легко дать понять ребенку, что одно единственное стихотворение он учил 1 час 20 минут, а мог бы выучить за 40 минут, если бы не отвлекался на чаепитие и разговор по телефону. То есть поставленная задача требует гораздо меньшего времени на выполнение, чем оно потрачено в реальности.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы