До недавнего времени у детей дошкольного и младшего школьного возраста основными занятиями были рисование, ролевые игры, лепка, чтение и слушание сказок. Мультфильмы по телевизору были радостью, которую всегда ждали с нетерпением. Детские передачи («В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши») детвора очень ждала, а просмотр передач занимал от 3 до 5 часов в неделю — как раз разрешенные санитарными нормами 5 % свободного времени ребенка.
К сожалению, в последние годы ситуация резко изменилась. Сегодня просмотр телевизора и сидение у компьютера или планшета чуть ли не основное детское занятие, поглощающее почти 40% времени ребенка! По данным всемирной организации ЮНЕСКО малыши в возрасте 3-6 лет проводят за просмотром видео в среднем около 25 часов в неделю вместо разрешенных 5. Дети мало или вообще не общаются со сверстниками, предпочитая гаджеты. И это стало настоящей проблемой.
Что так привлекает ребенка в телевизоре и компьютере? В первую очередь, это доступность такого развлечения. Почти каждая семья может позволить себе посадить ребенка перед телевизором или планшетом, дать ему пульт в руки и получить «освобождение». В интернете можно найти тисячи всевозможных мультфильмов для детей, и родители не всегда задумываются над тем, что и сколько смотрят их дети. Немалую роль в таком деле играют и кинотеатры со всевозможными стереоэффектами, оборудованием для просмотра полнометражных фильмов. Такие места современные дети начинают посещать с 2 лет и затем регулярно там бывают.
Спасением от экранной зависимости становится детский сад, где дети заняты другими делами и нет времени и возможности сидеть, уставившись в экран. Разумное ограничение в семье такого рода развлечений очень полезно, но, к сожалению, встречается нечасто.
Дело не только в том сколько ребенок смотрит видео, а еще и в том, что именно он смотрит. Основная масса того, что видят наши дети — это фильмы в основном производства США и Японии. Понятно, что производителям коммерчески выгодны полнометражные фильмы или сериалы.
Каковы же основные характеристики современных мультфильмов?
- Часто очень яркая картинка впечатляет, прикрывая убогость сюжета. Над такой яркостью работает множество специалистов, чтобы поразить зрителя.
- Видео должно быть подвижным, с быстрой сменяемостью действий. Современный мир тоже очень скор, и видео должно ему соответствовать. Спецэффекты — в помощь производителям.
- Часто после просмотра ребенок и не может вспомнить сюжет, ведь он не заставляет задумываться, а носит только развлекательную функцию. Многосерийность создает дополнительную проблему, потому что вызывает у ребенка зависимость.
- Герои обладают определенными сверхспособностями, а сами довольно примитивны, озвучены нарочито измененными голосами.
- Часто мультфильмы разделены по половому признаку — «это мультфильмы для мальчиков, а это — для девочек».
- Зачастую видео ориентировано на детей постарше и даже на взрослых, а смотрят их дети 2-4 лет.
Это интересно
Часто бывает так: ребенок получает в подарок игрушку-героя мультика, а как играть в нее, он не знает. Следовательно, такие мультфильмы и игрушки не дают ребенку никакого культурного опыта. Ребенок тратит такое важное время на просмотр фильмов, вместо того, чтобы общаться и развиваться в игре.
Частое сидение за компьютером наносит вред здоровью малыша. Первые годы жизни — это активное познание мира. Очень важно увидеть, потрогать все вокруг самому. Поэтому детям до трех лет компьютер не нужен. Знакомство с ним должно состояться позже и постепенно, лет с четырех. Кроме того, наносится вред физическому состоянию малыша: происходит ухудшение зрения, осанки, ограничивается подвижность. Часто страдает и психика в тех случаях, когда ребенок увлечен играми с элементами насилия.
Но все это могут решить элементарный контроль времени и позы для просмотра мультиков, а так же тщательный подбор видеоматериала для своего ребенка, что бы он соответствовал возрасту и максимально способствовал развитию и познанию чего-то нового, а не просто убивал драгоценное время малышей.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы