4 вида темперамента у ребенка

4 вида темперамента у ребенка

Проникнувшись темпераментом ребенка, его врожденными индивидуальными особенностями, вам не составит труда найти способы гармонично развивать малыша и корректировать его поведение, чтобы в будущем он вырос успешной, самодостаточной личностью. Темперамент – это константа, постоянная устойчивая характеристика, неподдающаяся изменению. В процессе жизни и воспитания можно лишь слегка отнивелировать наиболее острые проявления темперамента ребенка, научить его адекватному разумному поведению и способности управлять своими эмоциями.

На что влияет темперамент?

  • На поведение.
  • Способность к обучению.
  • Поступки.
  • На принятие решений.
  • На формирование силы воли и характера.
  • Жизненный темп.
  • На речь, мимику, манеру держать себя в обществе.

Типы темперамента

Разделяют четыре основных психотипа людей – это:

  1. Сангвиники.
  2. Меланхолики.
  3. Холерики.
  4. Флегматики.

Однако в жизни крайне редко встречаются люди с четко выраженным темпераментом, чаще это смешанные характеристики от нескольких типов. У каждого из типов есть свои положительные и негативные стороны, поэтому нет хороших или плохих темпераментов. Чтобы наладить контакт с ребенком необходимо точно понимать, что свойственно его натуре, а что неприемлемо.

Как распознать темперамент ребенка?

Существует два метода определения темперамента ребенка:

  • наблюдение и анализ поведения ребенка, а потом сравнение полученных результатов с описанием наиболее характерных для того или иного типа признаков;
  • прохождение специальных тестов, вопросы которых направлены на выявления наиболее характерных для того или иного типа признаков.

Темперамент сангвиник

По мнению многих специалистов, люди сангвиники являются наиболее «сбалансированными» по ключевым поведенческим характеристикам. У них крепкая устойчивая нервная система, они уравновешены, коммуникабельны, практичны и выдержаны.

Детки сангвиники, даже в младенчестве отличаются приятным нравом, они в основном ведут себя на «отлично». Без проблем отходят ко сну и крепко спят, если их ничего не беспокоит – веселы, любознательны, улыбчивы. Легко адаптируются к переменам, не боятся людей, доверчивы. Они могут расплакаться из-за пустяка, но почти сразу же успокоиться, их внимание не сложно переключить и поменять настроение в лучшую сторону. Подрастая, ребенок сангвиник будет все более активным и общительным, многих сможет удивить его спокойствие в стрессовой ситуации. В школе такие ребята заводят массу знакомств, всегда в курсе всех событий, они без труда усваивают новый материал, хорошо учатся, имеют широкий кругозор и разноплановые увлечения.

Возможные проблемы

  • Сангвиники легко поддаются влиянию, поскольку во всем на свете видят интерес. То есть ребенок может слепо следовать как хорошей, так и плохой компании.
  • Увлекшись каким-то делом, редко доводят его до конца, быстро переключаются на более, как им кажется, интересные и требующие их внимания затеи.
  • Во многих даже принципиальных вещах может просматриваться поверхностность, легкомыслие. Это касается и дел, и людей.
  • Сангвиники непостоянны в дружбе, они быстро сходятся с новыми людьми и совершенно не дорожат старыми связями.
  • Дети могут послушаться любого взрослого, слишком велика их доверчивость.
  • Среди сангвиников очень много зазнаек и хвастунов. У них все по жизни легко получается, и они не упускают случая покичиться этим перед другими.
  • Дают много обещаний, но редко выполняют их.
  • При недостаточно строгом воспитании могут вырасти безответственными, ветреными, посредственными.

Как помочь?

  • Такого шустрого карапуза необходимо постоянно контролировать. Ненавязчиво указывать на необходимость завершить начатое – дочитать книгу, доскладывать игрушки. Учить его к собранности и аккуратности.
  • Приучать не пасовать перед трудностями, помогать находить способы их преодоления – дети часто стремятся уйти от сложностей.
  • Приводить примеры, что жизнь это не сплошной праздник, нужно трудиться, есть обязанности (а их необходимо непременно назначить и постоянно проверять выполнение).
  • Одобрять только за качественно выполненную работу или задание, заставлять переделывать. Не потакать лени.
  • У сангвиников завышена самооценка, поэтому похвала должна быть действительно заслуженной.
  • Обращать внимание на ценность вещей как моральных, так и материальных – дружба, порядочность, отзывчивость, взаимопомощь и т.д.

Темперамент холерик

Люди холерики всегда заметны. Это яркие личности, с высокой эмоциональной составляющей, активные.

Малышей холериков также можно распознать с первых дней после рождения. Это те крохи, которые держат в напряжении всю семью, и игнорировать их круглосуточный плач под силу не каждому. Детки капризны, постоянно требуют внимания, чтобы их носили, качали, баюкали, гладили. Даже опытные мамы сбиваются с ног – кормление и не по часам, и не по требованию, и сытый, и сухой, а пищит, сон прерывистый, на улице ничего не меняется. Если одни детки буквально с первых глотков свежего воздуха блаженно засыпают, то холерика нужно как следует утомить, накатать и только после этого он успокоится в тревожном сне. По мере подрастания характер может ужесточаться, истерики по всякому поводу: упала игрушка, не понравилась еда, не тот мультик. Ребенок холерик любыми способами старается добиться своего, он если загорается каким-то делом, непременно закончит его, что может быть и положительным, и отрицательным моментом. Его не смущают зрители, которые смотрят на него плачущего на улице, он не реагирует на уговоры родных, успокаивается только тогда, когда сам посчитает это нужным. Все эмоции очень яркие, активность повышена, переключить внимание ребенка крайне сложно. Может менять принятые решения.

Возможные проблемы

  • Дети часто агрессивны, несдержанны, не умеют контролировать свое поведение, не слышат собеседника, игнорируют разумные доводы.
  • Тип холерик – это всегда чересчур яркие и сильные реакции.
  • Часто без причины повышает голос.
  • Для детей холериков характерно сначала делать, а потом думать о последствиях.
  • Нетерпеливы, неусидчивы.
  • В порыве рвения легко могут перетрудиться, надорваться.
  • Плохо засыпают и спят, долго успокаиваются.
  • Практически не идут на компромисс.

Как помочь?

  • Всеми возможными и доступными способами ограничивать возбуждающие факторы.
  • Учите переключаться с одного занятия на другое, проводите рядом максимум времени, вместе играйте в подвижные игры, чтобы контролировать процесс, вместе читайте, лепите, клейте, демонстрируйте спокойствие и уравновешенность, не повышайте голоса.
  • Чтобы добиться от холерика желаемого можно использовать стимулы, они их очень на многое мотивируют.
  • Используйте специальные игры, развивающие усидчивость и внимание, большая подборка таких на нашем ресурсе IQКлуб.
  • С детьми холериками недопустимы крики и физические наказания в воспитании. Они не принесут ничего кроме полного разрушения взаимопонимания, нервного истощения у ребенка и родителей. Строгие замечания делать необходимо, но исключительно ровным голосом.
  • Обязательно необходимо придерживаться установленных ритуалов для засыпания, иначе нарушений сна не избежать. Важен режим дня.
  • Ограничивайте воздействие раздражителей – шумных компаний, компьютерных игр, телевизора.
  • Давайте ребенку много домашней работы, нагружайте обязанностями, всегда хвалите.

Темперамент флегматик

Флегматичный – так характеризуют людей спокойных, равнодушных, сдержанных.

Дети флегматики встречаются реже других, но родители вполне ими довольны и редко жалуются на отсутствие контакта. Ребенок флегматик рождается с устойчивой психикой, уравновешенный, но медлительный. Хотя в развитии он может и опережать своих сверстников, но в движениях всегда будет немного отставать. При этом флегматики выносливы, дисциплинированы, усидчивы, у них высокая работоспособность. Они предпочитают тихие игры, могут часами не замечать своего одиночества, сосредоточившись на интересном конструкторе или книге. Они не плаксивы, неэмоциональны, порой равнодушны. Попадая в новую обстановку ведут себя очень сдержанно, ничем не выказывая заинтересованности. Дети редко первыми заводят знакомство, им и самим вполне комфортно. Аккуратны, нетребовательны.

Возможные проблемы

  • Флегматики крайне упрямы, могут зацикливаться на монотонной деятельности.
  • Редко имеют хороших друзей, поскольку не показывают своей привязанности, мало говорят и вообще не любят общаться.
  • Зачастую безынициативны, что сказывается на положении среди сверстников.
  • Медлительны и несобранны.
  • Не любят перемен.
  • Вообще не привязаны к режиму, не чувствуют времени.

Как помочь?

  • Воспитывая флегматика наибольшее внимание необходимо уделять его коммуникативным навыкам. Знакомить с детками, объяснять насколько здорово иметь друзей, помогать людям.
  • Чтобы взрослый флегматик никуда не опаздывал еще маленькому необходимо прививать чувство времени, тщательно следить за режимом, напоминать об обязанностях.
  • Не подгоняйте флегматика – эффекта будет ноль, только разозлите его.
  • Дети медленнее других переключают внимание с одного дела на другое, поэтому необходимо старательно развивать эту способность при помощи специальных тренингов и упражнений, посещать индивидуальные занятия.
  • Учите проявлять инициативу, для флегматика это очень важный навык. Хвалите за каждый случай проявления.
  • Развивайте эмоциональность, чтобы ребенок не стал «не пробиваемым», замкнутым, одиночкой. Активно проявляйте свои чувства, а он, глядя на вас, будет копировать поведение.
  • Примите его медлительность, здесь вы бессильны.

Темперамент меланхолик

Взрослые меланхолики доброжелательны, участливы, мягкотелы и всегда немного наивны.

Детки меланхолики отличаются повышенной ранимостью, часто плачут, остро реагируют на критику, требовательны к вниманию. У них тонкая душевная конституция, они все делают не спеша, но при этом быстро устают. Сторонятся шумных компаний и активных игр, предпочитают тихонько заниматься своим делом, возможно в компании с хорошим другом. При общении со сверстниками всегда стоят позади, редко принимают участие в разговоре, больше слушают. Речь нерешительная, может быть путанная.

Естественные черты, которыми ребенок меланхолик всегда будет выделяться на фоне остальных детей – это мягкость, отзывчивость, доброта и душевность. Если на ребенка давить, подгонять, кричать, он все будет делать еще медленнее, потеряется и погрузится в себя. Таким детям свойственно длительно пребывать в печальном подавленном настроении. Они очень стеснительны, некомфортно чувствуют себя в незнакомой обстановке, считают, что самое приятное и безопасное место – это у мамы на коленях.

Возможные проблемы

  • У меланхоликов мало друзей, поскольку они часто печальны и неинтересны другим деткам.
  • Они не могут постоять за себя.
  • Часто плачут, переживают, таят в себе свои переживания и от этого страдают еще больше.
  • Подвержены суевериям и страхам.
  • Очень мнительны, могут необоснованно жаловаться на плохое самочувствие.
  • Стеснительность может принимать болезненную форму.
  • Не способны к восприятию больших потоков информации, теряются.
  • В коллективе могут стать изгоями.
  • Абсолютно не воспринимают критику.
  • Жалуются на воспитателей и педагогов.

Как помочь?

  • Работайте над укреплением психики, лишний раз не травмируйте.
  • Избегайте появления страхов.
  • Литература, мультики, фильмы и игры должны быть только позитивными, никакого насилия и несчастливых концов. Ребенок слишком впечатлительный.
  • Будьте крайне аккуратны с критикой.
  • Игры с соревновательным моментом — целое испытание для меланхолика, он очень боится оказаться хуже всех. Поэтому если играете с ним, то периодически поддавайтесь.
  • Максимально часто хвалите, обнимайте, целуйте, поддерживайте своего меланхолика.
  • Исключите из воспитания крики и физические наказания, они окончательно разрушат внутренний мир ребенка.
  • Никогда не устраивайте разбирательств прилюдно, отведите ребенка в сторону и спокойно объясните его промахи в поведении.
  • Очень полезен спорт. Он поможет сделать меланхолика смелее, коммуникабельнее, увереннее и сильнее.
  • Проявляйте терпение, создайте ему покой и уют.
  • Привлекайте к работе по дому, ребенок будет чувствовать себя важным и нужным.

В воспитании учитывать особенности характера ребенка нужно обязательно, однако это не должно ни в коем случае служить оправданием агрессии или нарушению правил поведения.

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
IQКлуб

Похожие публикации