- Бегло читать умеем, а понимать — нет
- Почему ребёнок не вникает в прочитанное
- 1. Неудачные учебники
- 2. Обилие терминов
- 3. Пресыщение визуальными образами
- 4. Проблемы словесного восприятия
- 5. Личность учителя
- Как вовремя обнаружить проблему
- Как научить ребенка осмысливать текст
- 1. Развиваем способности к прочтению
- 2. Формируем навык избирательного чтения
- 3. Основы критического мышления
- Заключительные мысли
Современные ребятишки почти поголовно пугаются объёмных текстов. Они постоянно отвлекаются, не могут собраться во время чтения. Закончив читать, порою вообще не могут вспомнить содержание текста. Разумеется, нетрудно будет списать все на соцсети, тик-ток и клиповое мышление. Но давайте взглянем непредвзято на требования к уровню чтения в начальных классах.
Предполагается, что в начальной школе все дети уже научились беглому чтению. А вот насколько доступно им осмысление того, что предлагают им «умные» книги, большой вопрос.
Бегло читать умеем, а понимать — нет
В начальной школе непременно есть такой показатель, как «скорость чтения». И под эти показатели пытаются выстроить весь процесс обучения. Ученик усваивает навыки:
- беглого чтения;
- правильного произношения слов;
- постановки темпа, интонации речи.
Но навыки беглого чтения, увы, практически не помогают думать над тем, что ты только что прочитал. Без осмысления любое, даже самое быстрое чтение будет поверхностным. Потому и сложно становится школьнику вдумываться в текст, сортировать информацию на наиболее важную и второстепенную, а также самостоятельно интерпретировать ее. И неизбежно возникают проблемы не только по чтению, литературе, но и по всем остальным предметам.
Почему ребёнок не вникает в прочитанное
1. Неудачные учебники
Почему дети листают учебник? Чаще всего из-за того, что нужно выучить параграф. Если ребёнку не интересно, что лежит за границами того, что задано, он не хочет читать и изучать дальше — это слабый учебник.Точнее, слишком академичный, сухой и запутанный.
Вы попробуйте вчитаться сами в содержание современных учебников. Складывается впечатление, что в головы детишкам взрослые дяди и тети вкладывают какие-то свои потаенные комплексы, родом из далекого детства. Сумбурная лексика, канцелярит, внутри параграфа «нафасованы» и правила, и документы, и бесконечные ссылки, графики, таблицы, иллюстрации, да еще и сам текст не из легких. Такая перенасыщенность приводит к тому,. что ребенок не успевает усвоить все это за одно занятие.
2. Обилие терминов
Вы часто встречали людей, которые бы зачитывались словарями, с упоением изучали теоремы, правила, законы и понятия?
Как выясняется, текст лишь тогда понятен ребенку, когда в нем не более 15–20% новых для него слов.
Не спасут никакие конспекты,.схемы, презентации, слайды.Текст с обилием новых, непонятных слов будет восприниматься не иначе, как спам. А он, как известно, не осмысливается и, конечно же, не усваивается.
3. Пресыщение визуальными образами
Безумное количество графиков, схем, параграфов, ярких картинок, перегружают визуальный ряд. А уж электронные дополнительные носители тем более — трехмерные рисунки, анимация, ролики, бесконечные гиперссылки. За всей этой мишурой исчезает изначальный смысл текста.
4. Проблемы словесного восприятия
Обычно появляются на уроках истории, родного или иностранного языка, литературы. Не погрузившись в те минувшие эпохи, дети вряд ли смогут с большим желанием читать классическую литературу.
5. Личность учителя
Дети обостренно чувствуют, если учитель равнодушен к процессу преподавания и скуп в познании собственного предмета. К сожалению, тогда не станут спасением и самые что ни на есть распрекрасные учебники. Но если педагог сам увлечен, тогда это горение передается детям.
Многие ребята не усваивают материал и по таким причинам:
- отличие в уровне чтения у разных учеников;
- затруднено усвоение базовых знаний по предмету;
- помехи в развитии когнитивных функций, а именно — произвольного внимания, памяти, логического мышления и др.).
Как вовремя обнаружить проблему
Если ребенок идет в 5-й класс и до сих пор читает по слогам, то это, скорее всего, плохие новости. Ребенок будет отставать от программы и «скатится» по всем предметам. Все сложнее будет понимать условия задачи, смысл вопроса или предложения. При этом у него могут быть нормально развиты навыки счета. Но проблемным местом будет именно осмысление текстов по разным предметам.
Не откладывайте на потом восполнение этого серьезного пробела. Необходимо докопаться до корня отставания в чтении-понимании и по возможности устранить его. Побеседуйте с педагогом, понаблюдайте как ребенок занимается, общается со сверстниками. Если проявляются затруднения со слухом, произношением, поведением, необходимо обратиться за помощью к профильным специалистам для своевременной коррекции поведения.
Если малыш несет книжку и просит почитать — бросайте все дела и читайте. Такое совместное чтение развивает с самого раннего возраста навыки поглощения, переработки информации, учит извлекать суть и делать выводы.
Как научить ребенка осмысливать текст
1. Развиваем способности к прочтению
- Вопросы к автору. О чем бы ты хотел(а) расспросить, более подробно из прочитанного?
- Читаем с паузами. Их делать необходимо, чтобы заострить внимание на смешных эпизодах, описаниях интересных деталей (если это литературный текст). Давай пофантазируем, что будет дальше, как ты думаешь, как будут развиваться события?
- Пометки на полях. Пусть дети выдают свои эмоции, впечатления и отмечают их на полях.
2. Формируем навык избирательного чтения
- Ключевые слова и фразы. Поищи и найди их в тексте.
- Поиск ошибки. Найди лишнее или неправильно написанное слово, фразу, ложное утверждение.
- Логические игры, ребусы, шарады, загадки, пиктограммы, тесты, кроссворды.
3. Основы критического мышления
- Составление цепочек событий, игра в ассоциации.
- Задаем легкие и сложные вопросы по тексту. Легкие — Кто? Что делал? Где? Куда? Откуда? Сложные вопросы: Почему ты так считаешь? Согласен ли ты? Объясни свою точку зрения? В чем отличие?
Заключительные мысли
Выдающийся педагог Джером Брунер был убежден, что детям с самого раннего возраста необходимо решать задачи, спорить о путях их решения. Нет лучшего введения в предмет, чем сам предмет.
Легко ли было вам прочитать и осилить смысловое наполнение вышеизложенного текста? Ну… так. То-то же. А почувствуйте теперь, каково нашим деткам.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы