Упражнения по развитию речи

Упражнения по развитию речи

Упражнения на развитие речи у младших школьников требуются в 90% случаев, так как очень часто малыши приходят в первый класс недостаточно подготовленными. Главная проблема в том, что в детском саду им не предъявляется такое количество требований как в школе. Когда учитель начинает акцентировать внимание на произношении, возникает несколько проблем:

  • глотание звуков;
  • отсутствие первых или последних букв и слогов;
  • «сжимание» непонятного слова, до набора неосознаваемых звуков;
  • вторичное заикание;
  • ребенок неправильно составляет предложения и излагает свои мысли.

Всему этому есть три причины – неправильная речь, неуверенность в себе и недостаточность словарного запаса. Со всем этим можно бороться, просто уделяя немного больше внимания ребенку дома за совместными занятиями и играми.

Фонетический слух

Основная проблема маленького ребенка – невнимательность к звукам, он слышит только мелодию слова, а не слоги. Поэтому и «глотает», «сжимает» и упрощает их. Чтобы этого не происходило надо просто научить его слышать все составляющие, а не только часть. Для этого развивается фонетический слух, упражнений для этого несколько видов:

  • учимся различать звуки;
  • учимся слышать все составляющие слова;
  • учимся повторять звуки.

Для того чтобы научить ребенка слышать все звуки, не понадобится дорогого оборудования, в идеале берут ксилофон и другие детские музыкальные инструменты, но подойдут любые окружающие предметы и фантазия. Перед малышом вначале ставится до пяти предметов, показывается, как они могут звучать, как называются. Потом закрываются глаза или он просто отворачивается, а второй игрок издает звук, цель игры – угадать, что сейчас звучало. Со временем задачу усложняют, стуча по окружающим предметам, мебели, посуде в определенной последовательности нужно угадать не только что сейчас звучало, но и в каком порядке.

Слышать и повторять учатся с помощью тех же инструментов. Но при этом ребенок должен повторить. Самый сложный уровень это музыкальный инструмент ксилофон или детское пианино. Проще воспринимаются – абсолютно по-разному звучащие инструменты. Родитель играет мелодию из нескольких звуков, а ребенок должен ее в точности повторить, как она звучала.

Внимание

После того, как у школьника разовьется умение слышать все составляющие мелодий и слов, можно перейти к играм на внимание. Они могут быть нескольких типов, но все направлены на, то чтобы ребенок услышал ошибку, взрослый производит одно из действий:

  • говорит слово, пропуская один слог или букву – сне..овик, мо..овка;
  • говорит слово, перепутав несколько слогов – сокаба, узгровик;
  • соединяет два слова – котобус, змееслон;
  • произносит предложение со словом похожим по звучанию, но не смыслу – лук сел на мосток.

Во всех заданиях ребенок должен внимательно слушать, найти ошибку и сказать. Для того чтобы ему было интересно, надо постоянно меняться с ним местами, подключать к игре всех домочадцев.

Артикуляция

Развитие артикуляционного аппарата помогает сделать речь более четкой и правильной. Упражнения этого типа должны быть регулярными и постоянными. Но они достаточно легкие и не требуют особого оборудования, поэтому ими можно заниматься за завтраком или по дороге в школу.

Развитие артикуляционного аппарата позволит убрать такие дефекты речи как глотание звуков, вторичное заикание. Каждый день по 15-20 минут в день школьник должен делать такие упражнения по развитию речи. Они отличаются своим разнообразием и вряд ли будут скучными. Для родителя важно понять какую часть из них взять, они разделяются по видам звуков, на которые направлены.

Например, упражнение змейка:

  • ребенок широко открывает рот;
  • тонко складывает язык;
  • максимально его выдвигает;
  • застывает;
  • задвигает.

Такое занятие позволяет сделать более четкими звуки д, т, к, г, й, л. Если этой проблемы нет, то его выполнять не нужно. Для родителей существуют специальные карточки с описанием упражнения и методики.

Дыхание

Звук голоса возникает при прохождении воздуха через дыхательные пути и голосовые связки. Проблемы с дыханием и спешка вызывают не только глотание звуков, но и потерю смысла всего предложения. Поэтому нужно развивать глубину и направленность дыхания. Это самая веселая часть обучения, дети ее с удовольствием повторяют. Упражнений этого направления несколько:

  1. Выдувание мыльных пузырей.
  2. Раздувание ветряной мельницы.
  3. Надувание пара на стеклянную поверхность;
  4. Надувание шариков.

Главное − это расширить возможности легких и научить ребенка правильно дышать, чтобы у него хватало вдоха для слов.

Грамматика

Еще одна проблема, из-за которой ребенок неправильно говорит, недостаточность словарного запаса. Для этого родителям надо приложить усилия по его расширению. С ребенком читают, разговаривают и играют в интеллектуальные игры.

Существует несколько игр стандартных, но родительская фантазия не должна ограничиваться только ими. Они направлены на обучение ребенка быстро находить ответ и оперировать теми знаниями, которые у него есть, при этом родитель постепенно добавляет новые.

  • Города − слова, берется одна из частей слова и отталкиваясь от нее следующий игрок должен сказать следующее слово. Не обязательно это последняя буква. Это может быть предпоследняя, средняя или слог. Это научит ребенка быстро оперировать данными, чтобы не тормозить игру;
  • Ассоциации – развитие ассоциативного мышления и воображения. Суть игр – что на что похоже. Они играются как в воображении, так и на бумаге. Интересней семьей играть на бумаге, например один из них закрывает газа и рисует что-то, а дальше вся семья обсуждает, на что это похоже, дорисовывая и раскрашивая. Еще одна вариация показывается один предмет, например мяч, игрок должен сказать, на что он похож – яблоко, следующий игрок говорит, на что похоже яблоко – например, на солнце и так далее по ассоциациям.
  • Подбор по признаку. Ряд игр учит находить предметы по общему признаку или наоборот общий признак в совершенно разных предметах – назови пять предметов вытянутой формы, что общего между ракетой, башней и бутылкой или чем похожи солнце и сковородка.

Абсолютно все упражнения по развитию речи рассчитаны на совместное времяпрепровождение с ребенком. Они направлены на то, что родитель будет учить и делиться своим опытом, улучшая разговорные навыки. Игры позволяют не только обучить, но и объединить всю семью за интересным занятием. Главное, чтобы первоклашке было не скучно.

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации
Добавить комментарий