Подготовка к пересказу

Подготовка к пересказу

Младшим школьникам обычно сложно рассказать, о чем они только что читали. Дети впадают в крайности: или не запоминают ничего, или начинают зубрить текст без понимания его смысла. Нередко попытки выучить текст заканчиваются истериками.

Обычно у четвероклассников уже нет никаких проблем с пересказами – эти задания они делают просто, легко, быстро и без подсказок взрослого. Однако, все это становится возможным, если родитель провел комплексную подготовительную работу. Для этого нужно пройти 10 шагов. Каких именно – расскажем в этой статье.

Этот план проверен временем и ситуациями, поэтому поможет не одному десятку заботливых родителей.

«Первая ступень»

Логичное начало любого пересказа – это знакомство с текстом. Пусть родитель займет позицию чтеца, а ребенок – слушателя. С выражением прочитайте текст и постарайтесь заинтересовать малыша. Если он смысл текста будет ему понятен, а само повествование обрастет эмоциями, то вы на правильном пути – ребенку будет проще запомнить информацию.

«Ловец слов»

Второй шаг подготовки к пересказу направлен на слуховую память. На этом этапе задача школьника – схватить в повествовании слова так ловко, как Гарри Поттер ловил снитч в квиддиче. Сообщите малышу, что вы прочитаете текст снова, а его задача – не просто старательно слушать, но и попытаться запомнить имена действующих лиц, названия и другую важную информацию.

«Ловец слов» — это полезное упражнение, которое аккуратно направляет ребенка на путь внимательного слушателя. Когда ребенок озвучил все, что смог запомнить, то похвалите его и не забудьте сообщить, если что-то ускользнуло от его внимания.

«Немой кинофильм»

Третий этап будет самым веселым для малыша. Родителю снова придется занять позицию чтеца, а ребенок будет иллюстрировать текст, который он слышит. Если взрослый читает о том, как купаются малыши, то и ученику нужно изобразить плаванье.

Упражнение «Немой кинофильм» кажется дурачеством. Но родитель включает двигательную память и подключает ее к процессу запоминания текста.

«Борьба с неизвестными»

Наконец-то родитель и ребенок меняются ролями. Теперь школьнику придется читать вслух, а взрослому – внимательно его слушать. Но цель выполнения этой задачи – это не бездумное базовое чтение. Ребенок должен найти в тексте слова, которые ему незнакомы. Если они будут обнаружены, то родителю нужно пояснить их значение не заумными словами, а так, чтобы ученик все понял.

«Делим мандарин»

На этом этапе задача взрослого – помочь ребенку разбить текст на смысловые части так же легко, как мандарин делится на дольки. Объясните малышу, что автор в большинстве случаев все сделал за него. Новый абзац или красная строка – это главные подтверждения этого.

«Рисуем рассказ»

Теперь к запоминанию подключается память визуальная. Взрослому и малышу нужно побыть художниками и попытаться нарисовать картины (схемы), которые расскажут о событиях в каждой отдельной части. Главная задача – нарисовать изображения, понятные ребенку. Не нужно детализации и предельной аккуратности. Нужно, чтобы было понятно, а не красиво.

«Прыгаем по кочкам»

С повествованием можно поладить, если прыгать по ключевым словам. Именно они и должны быть опорой при пересказе текста.

Ключевые слова не нужно выбирать родителю и навязывать ребенку. Их поиск должен быть совместным увлекательным занятием. Кроме того, помните, что в этом деле нет одного верного решения, как в математическом примере. Даже ваше мнение и позиция ребенка могут не совпадать.

Запишите ключевые фразы к каждой части на тех листочках, где изображены схемы к ним.

«Играем в эрудита»

Ребенку нужно представить себя ведущим интеллектуальной игры и попытаться задать вопросы ко всем частям повествования по отдельности. Конечно, их должно быть несколько.

Роль родителя – отвечать на вопросы. Если малышу будет трудно справиться с этим заданием, то покажите ему пример или придумайте пару вопросов вместе.

«Называем лодку»

На этом этапе родитель и ученик дают имена смысловым частям текстам. Перед этим нужно обсудить, почему автор дал своему рассказу такое название? Что он хотел этим подчеркнуть? Объясните ребенку, что название – это указатель на основной смысл текста.

Имена каждой отдельной части должны подсказать малышу, о чем в них идет речь. Конечно, заголовки нужно зафиксировать на листиках, где изображены иллюстрации и написаны ключевые слова.

«Частичный пересказ»

Мы добрались к предпоследнему этапу пересказа. После того, как вся подготовительная работа выполнена, нужно проверить ее качество. Пусть ребенок попытается пересказать события в каждой смысловой части, опираясь на листочек с названием, схемой и ключевыми словами.

Такая мощная подсказка точно поможет ребенку воспроизвести основные моменты повествования без особых усилий. Пересказывайте части в хронологической последовательности. Если все-таки что-то важное ускользнуло от внимания школьника, то не забудьте мягко об этом напомнить.

«Полная картина»

Наконец-то мы подобрались к последнему этапу пересказа. На отдельном листочке запишите заглавия частей и поздравьте маленького школьника с тем, что у него есть готовый план повествования. На его основе пусть ребенок попытается пересказать текст полностью.

Если миссия завершилась успешно, то не спешите радоваться – пересказ нужно повторить перед сном еще раз. Если вас ожидал провал, то не отчаивайтесь. Просто спокойно повторите предыдущий этап еще раз.

Эти 10 шагов позволят родителям и школьникам весело и слаженно работать над текстом. Эти техники пересказа потом можно применять не только на уроках литературы – они помогут подготовиться к уроку географии или истории.

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации
Добавить комментарий