Обучение методом повторения

Обучение методом повторения

Как запоминать

Обучение методом повторения

О пользе повторения пройденного материала не уставали говорить еще преподаватели советских школ – «Повторение – мать учения». Утверждение, проверенное поколениями и доказавшее свою эффективность активно используется и в современных методиках обучения детей. Метод повторения позволяет задействовать один из самых надежных видов памяти – долговременную. То есть ту, которая позволит и через 10 лет точно сформулировать математическое или орфографическое правило, вспомнить телефон, адрес, рецепт понравившегося блюда, фамилии и имена однокурсников. Благодаря осознанному повторению можно создать прекрасную, крепкую базу академических знаний, которые станут фундаментом для успешного развития и будущей профессиональной состоятельности любого школьника. Психологи и педагоги рекомендуют родителям использовать подход с повторениями для развития долгосрочной памяти у детей всех возрастов.

Основные принципы метода повторения

Не нужно путать повторение с повторным чтением – занятием малоэффективным и даже бесполезным. Чтение не потребует от ученика усилий. В процессе чтения ребенок будет узнавать прочитанное, у него сформируется иллюзия того, что он запомнил, однако материал не осядет в памяти, он испарится, как только закроется учебник.

Повторять следует правильно, чтобы информация надолго сохранилась и была доступна человеку по первому требованию. Речь идет о пересказе и других техниках, о которых можно подробно узнать на https://iqclub.ru/ — нашем специальном обучающе-познавательном ресурсе для детей и родителей, где собраны лучшие игровые методики, способствующие всестороннему развитию и тренировке всех видов памяти.

При помощи повторения можно успешно аккумулировать как речевую, так и текстовую информацию, овладевать всевозможными умениями и навыками. Чем старше становится ребенок, тем чаще будет возникать необходимость запоминать большие и сложные объемы материала. Чтобы облегчить процесс и помочь школьнику необходимо понимать свойственные повторению закономерности.

  • Если предстоит запомнить несложную информацию, то наиболее эффективными окажутся первые повторения.
  • При сложном для восприятия материале первичное повторение будет менее результативным. Вначале будет казаться, что процесс идет слишком медленно, но это только кажется, на самом деле через короткое время он существенно ускорится и это нужно учитывать при подготовке.
  • Способность к запоминанию волнообразна. Часто несколько повторений, выполненных подряд, не дают ожидаемого результата запоминания, но при последующих повторениях происходит резкое улучшение качества заучивания и объема материала.
  • Если после подъема запоминательности наступает период спада – это нормально, поскольку заучиванию свойственна неравномерность.

Помимо закономерностей повышению эффективности метода повторений способствуют и условия: разнообразие и активность. Во время обучения обязательно с разных сторон подходить к решению поставленных задач – приводить примеры, привлекать схематические изображения, таблицы. Пусть ребенок попробует представить материал в одной из перечисленных форм – процесс написания поможет быстрее и качественнее запомнить о чем речь.

Активность в повторении

Активное повторение направлено на осмысление изучаемой темы. Осознание информации позволяет надолго и крепко ее запомнить. При таком виде повторений, с привлечением дополнительных вопросов по предмету, жизненных ситуаций схожих с рассматриваемыми фактами, происходит подключение ассоциативной памяти и внимания. Ознакомившись с текстом, ребенок должен продемонстрировать его понимание, назвать сферу применения материала, смежные области, начертить упомянутые схемы, таблички.

Пересказ, как один из способов повторения, незаменим там, где нет необходимости дословного заучивания. Он также относится к активному повторению и активизирует уже речевую память и мышление. Голосовое воспроизведение позволяет качественно и надолго запомнить информацию.

Как запоминать большой объем материала?

Многие задаются вопросом как запомнить наизусть большой отрывок текста или стих? Сразу стоит сказать, что если повторять весь кусок сразу, то ничего не получится.

  1. Текст необходимо разбить на логические единицы – удобные для запоминания связанные фрагменты.
  2. Учить по очереди все фрагменты и объединять их в монолитный текст только после полного запоминания каждого в отдельности. Между повторениями фрагментов можно делать небольшие перерывы.

Одним из самых эффективных методов является многократное повторение. На его основе строится образование в религиозных школах, а также на востоке, где школьников заставляют заучивать наизусть огромное количество иероглифов и изречений мудрецов. Чтобы закрепить информацию в памяти ее обязательно нужно периодически повторять.

Советы родителям

  • Выясните, какими видами памяти и способами запоминания лучше владеет ваш ребенок. Развивайте разные типы памяти – много специальных упражнений на «АйКлуб», подсказывайте оптимальные методы заучивания.
  • При любой возможности старайтесь проверить, насколько хорошо ребенок помнит изученное ранее. Пусть расскажет правила, стихи, песни, назовет главных героев прочитанных художественных произведений.
  • Следите, чтобы ребенок понимал то, что учит, иначе перевода из кратковременной памяти в долговременную не случится.
  • Материал отложится в голове надолго, если проверять его через длительный промежуток времени.

Кроме специальных методов для развития памяти, на ее работоспособность очень влияет рацион ребенка. Не забывайте о продуктах, помогающих укреплять память – это шпинат, пивные дрожжи, пророщенная пшеница, орехи, постное мясо, бобы, семена кунжута, тыквы, льна, цитрусовые, болгарский перец.

Адвего: 98/100%

Текст.ру: 100%

 

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
IQКлуб

Похожие публикации