11 упражнений на развитие слуховой памяти ребенка

ребёнок слушает Развитие мышления

Слуховая память, также как и зрительная, является одной из самых важных составляющих успешного и полноценного развития ребенка. Совершенная слуховая память станет прекрасным помощником вашему малышу в период любой адаптации или перемен – детский сад, дополнительные занятия, школа, новый коллектив, где ему придется воспринимать и анализировать не только увиденную, но и услышанную информацию.

Зачем нужно развивать слуховую память?

Для многих родителей знакома ситуация, когда им приходится по несколько раз повторять ребенку одну и ту же просьбу или задание. Маме и папе кажется, что ребенок ленится, не хочет учиться или помогать, они укоряют его и даже наказывают. Но на самом деле так происходит не потому, что ребенок не хочет, а потому что он просто не может понять, что от него хотят, у него очень слабое слуховое восприятие, он слышит, но не может охватить сказанное, запомнить. Получается – слух у ребенка есть, а способности обрабатывать услышанное – нет.

Такие дети часто отстают в учебе, на решение одного и того же задания тратят больше времени, а порой вовсе нерешенным и оставляют, объясняя потом, что не поняли условие или вопрос. Скудный словарный запас – признак неразвитой слуховой памяти тоже, а также невозможность сосредоточиться в шумном помещении, выделить главное для себя из потока слов. В старших классах непременно появятся проблемы с изложениями и сочинениями, большинством гуманитарных предметов, где основное внимание уделяется лекционному начитыванию материала.

Детей с плохой слуховой памятью идентифицировать несложно.

  • Они невнимательны.
  • Слабо запоминают даже элементарные стишки.
  • Не могут сосредоточиться.
  • Не помнят номеров телефона родителей, часто даже адресов.
  • С трудом изъясняются, даже заученные без понимания правила озвучивают с трудом.
Детки, у которых слуховая память развита хорошо поражают способностью воспроизводить все услышанное в разных местах, запоминать новости, сказки, связно и красиво они разговаривают, разбавляя рассказ сравнениями и смежными событиями.

Упражнения на развитие слуховой памяти

К счастью, память — это та способность человеческой натуры, с которой можно и нужно работать, развивать. Лучше, если начинать делать это с самого нежного возраста. Песенки, колыбельные, стишки, шутки-прибаутки, поговорки, комментарии к действиям, сыплющиеся на грудничка из близких уст, сослужат прекрасную службу в будущем. Не исключено, что первым у него будет не одно слово, а целый букет фраз.
Повторенье – мать ученья. Эта мудрость как нельзя лучше подходит для описания методов тренировки памяти, в которых самое главное – это регулярность. Ежедневное алгоритма знакомого прохождение – счет ступенек в подъезде, различные ритуалы, заведенные в семье, повторение любимых историй дадут хороший толчок развивающим способностям.

Существует достаточно много упражнений – простых, но эффективных, которые помогут натренировать различные виды памяти слуховую и в частности. Они будут очень полезными для всех членов семьи, а не только деткам, поэтому для большей результативности играйте и работайте вместе.

  1. Что говорит тишина. Попробуйте слушать тишину, которая является большой редкостью в городах. Вместе с малышом из общей какофонии звуков постарайтесь выделять отдельные ее составляющие – вот проехал грузовик, а вот сосед стучит молоточком, а там птички дерутся за кусочек сухарика, лает собака и т.д.
  2. Учим наизусть. Все что угодно: идете в магазин, пусть ребенок заучит список покупок, для поздравления любимой тети или бабушки, отрывки сказок, названия цветов, растущих в саду, стихи и прозу.
  3. Увеличиваем объем памяти. Еще одна старая игра, когда нужно к какому-то перечню добавить что-то свое. Например, мама говорит: «Мы едем на море и берем вот этот чемодан, я положу в него… книгу», затем подхватывает ребенок, повторяет дословно все, что сказала мама и добавляет в «чемодан» что-то свое. Чем больше играющих, тем интереснее, каждый игрок повторяет сказанное предыдущим и вносит свою «лепту» в бездонный чемодан.
  4. Я писатель. Фантазируйте и сочиняйте истории. Сегодня одну, завтра другую, потом постарайтесь связать их вместе при помощи каких-то героев, событий. Это может быть просто описание похода в магазин, а потом процесса приготовления супа. Или прогулка в зоопарке, а потом, кем я стану, когда вырасту.
  5. Свободное время посвящайте прослушиванию и обсуждению аудиокниг. Разных – художественных, научно-популярных, потом обсуждайте, высказывайте свои гипотезы. Можете немного недослушать книгу и предложить ребенку закончить историю, как он это видит, а потом сравнить с оригиналом.
  6. Учим слова. Озвучьте ребенку 8-10 слов, любых, вначале это могут быть только названия предметов, а по мере тренировок, разбавляйте их глаголами, прилагательными. Попросите повторить запомнившиеся, а те, которые он пропустил, повторите еще раз и устройте контрольную проверку через некоторое время – час-два.
  7. Игра в ассоциации. Эту игру часто практикуют педагоги в начальных классах школ. Подготовьте картинки с изображением разных предметов, механизмов, зверей, продуктов. Разложите перед ребенком и произнесите несколько слов, логически связанных с картинками – мастерская, зоопарк, магазин, ресторан и т.п. Попросите ребенка подобрать к каждому слову подходящую картинку и повторить само слово и то, что изображено к нему.
  8. Найди пару. Составьте пары слов, имеющих отношение друг к другу: огород-помидор, машинка – колесо, альбом – фломастеры. Зачитайте их ребенку, а потом называйте, только первое слово, а парное к нему ребенок должен назвать по памяти.
  9. Раскрашиваем по памяти. Возьмите самые обычные раскраски и набор карандашей из шести, а позже более цветов. Скажите ребенку какой элемент картинки каким цветом разукрасить и пусть он это сделает по памяти.
  10. Хитрые тексты. Подберите или составьте такие тексты, где есть описания, перечисления. Длина 8-10 предложений. А затем озвучьте ребенку задание: «Я текст читаю, а ты запоминаешь всех зверушек, которые в нем будут встречаться». Кстати для такого задания идеально подойдет сказка «Колобок». Вы ее прочтете, а ребенок пусть назовет всех, кто хотел съесть Колобка. Также можно подобрать тексты с цифрами, названиями конфет, цветов. Главное, чтобы на фоне массы слов ребенок смог выделить и запомнить те, которые соответствуют заданию. Количество слов для запоминания нужно менять – начинать с двух-трех, потом четыре, пять и так далее, текст длиннее – слов больше.
  11. Игра в «Стоп». Выбираете ребенку незнакомую книгу, не взрослую, конечно, сказки, соответствующую возрасту энциклопедию, сборник стишков. Из средины текста берете одно предложение и читаете его вслух, задача ребенка запомнить и повторить. Если с первого раза не получается – делаете следующую попытку. Когда достигнете успеха, зачитайте небольшой отрывок, в который входит выбранное предложение. Ребенок должен сказать «Стоп», как только вы начнете его читать.

Упражнения довольно интересные и нескучные, а главное, не смотря на простоту, действенные!

Оцените статью
( 110 оценок, среднее 3.9181818181818 из 5 )
Поделиться с друзьями
Блог IQКлуба