Техника чтения в начальной школе по ФГОС

Чтение Навыки чтения
Чтение – это базовый навык, которым должны овладеть все ученики младшей школы. В процессе обучения каждому ребенку нужно не только научиться воспроизводить написанные или напечатанные слова, но и соответствовать определенным нормативам. Чтобы убедиться, что школьник усваивает учебную программу и не нуждается в дополнительных занятиях, педагоги проводят проверку техники чтения.

Кто заслужил низкий балл, а кто – высокий? Это решает не придирчивый учитель и не директор школы. Для контроля техники чтения в школе руководствуются нормативами, прописанными в ФГОС. Государственный стандарт придумал показатели, которые меняются с каждым годом обучения.

Техника чтения в начальной школе рассчитана на постепенный переход от овладения базовым навыком до передачи смысла через интонационные акценты. Школьник проходит как минимум две проверки в ходе каждого класса чтения.

Требования при проверке техники чтения

ФГОС – совокупность требований, которые учебные заведения обязательно должны выполнять. Именно государственный стандарт устанавливает, какие результаты должны быть по итогу освоения базовой образовательной программы.

Чтение удостоено особого внимания. Нормативы ФГОС позволяют увидеть развитие этого базового навыка в динамике. При этом, педагоги не только сидят с секундомером и скрупулезно просчитывают слова. При оценивании техники чтения учитываются еще 4 параметра:

  • Метод – как именно ученики воспроизводят напечатанные на бумаге слова: по слогам или полностью.
  • Осмысленность – понимают ли школьники материал, с которым они ознакомились во время техники чтения в классах.
  • Выразительность – корректная расстановка ударений, соблюдение интонационных пауз и наличие смысловых акцентов.
  • Правильность – чтение текста происходит с ошибками или без.

Все эти параметры помогают педагогам понять, насколько у детей развит навык чтения и что именно вызывает у них сложности. Чтобы реализовать возможности интеллекта, задача родителей – заинтересовать своих чад. Взрослым не нужно заниматься муштрой в попытке подогнать технику чтения под нормы ФГОС. Необходимо превратить каждое домашнее занятие в увлекательную забаву.

Техника чтения в 1 классе

Чтобы не наносить урон неустойчивой детской психике, первоклассникам оценки не выставляют. Однако, это вовсе не значит, что ученики не будут подвержены проверке техники чтения. Для получения предполагаемой оценки «отлично» школьники должны прочитать свыше 20 слов в первом полугодии, и более 40 – в мае. При этом, если при первой проверке деткам достаточно читать по слогам, то при второй от них уже ожидают цельное воспроизведение напечатанных слов.

По нормам ФГОС, первоклассники должны читать:

  • осознанно;
  • правильно (без ошибок);
  • выразительно (четко проговаривать слова).

Соблюдение этих норм позволяет сделать чтение навыком, с которым школьники справляются на 100%. На это и рассчитана проверка в классе.

Попробуйте IQClub бесплатно

Требования при проверке техники чтения второклассников

На втором году обучения у детей не только проводят контрольное чтение. С чистой совестью и с разрешения психологов педагоги начинают выставлять оценки за усвоение учебного материала.

Чтобы в дневнике второклассника поселилась заслуженная «пятерка» за технику чтения, в декабре он должен прочитать более 55 слов, в мае – свыше 70. Если школьник едва произносит 25 напечатанных слов при первой проверке, и 40 – при второй, то он получает «двойку».

Второклассник должен осознанно и без ошибок читать целые слова. При этом, во втором полугодии ФГОС и педагоги ожидают, что ребенок будет расставлять логические ударения, соблюдать паузы и делать интонации. Выразительное чтение позволяет сделать текст интересным для того, кто его слушает, поэтому прививать этот навык нужно с детства. Убедиться в его овладении и позволяет проверка в классе.

Нормы проверки чтения в третьем классе

С каждым годом обучения возрастают требования к ребенку. ФГОС позволяет педагогам наглядно проследить прогресс каждого.

Третьеклассники в первом полугодии должны правильно и осознанно читать более 75 слов, а во втором – не менее 90. Соблюдая эти нормативы, дети получат отметку «отлично» по результатам проверки чтения.

Предполагается, что в этом возрасте книга уже способна заинтересовать школьников на 100%. Именно поэтому педагоги предполагают, что выразительное чтение не вызовет особых проблем. Дети просто обязаны соблюдать интонации и паузы.

При контроле чтения требуется, чтобы ученики выразили смысл текста. Просто соблюдать паузы уже недостаточно. Чтобы проверка техники чтения не вызывала беспокойства, школьникам и их родителям к ней желательно готовиться заранее – разучивать скороговорки, выполнять дыхательные упражнения и тренировать голос.

Нормативы техники чтения для четвероклассников

Для потенциальных выпускников начальной школы требования нешуточные. Это связано с тем, что переход в пятый класс означает овладение навыками базового и выразительного чтения на достаточном уровне. При этом, скорость воспроизведения печатных слов должна быть высокой. На дальнейшее осмысливание объемных художественных произведений и рассчитана техника чтения в начальной школе.

В первом полугодии четвероклассник обязан продемонстрировать чтение не менее ста слов за минуту, чтобы получить оценку «отлично». К маю этот показатель повышается еще минимум на 20 слов. Педагоги ожидают, что школьник сможет выразить осмысление текста и свою позицию через интонационные паузы и расстановку акцентов.

Значение проверки техники чтения

Чтение – это не божий дар, а навык, который необходимо постоянно совершенствовать. Начальная школа знаменует переход от базового чтения к выразительному и подготовку к дальнейшему пониманию объемных художественных текстов. Проследить динамику можно только при проверке техники чтения.

Чтобы соответствовать нормативам ФГОС и обогнать их, не нужно превращать чтение в каторгу. Никаких подвигов от родителей не требуется. Достаточно только выполнять домашние задания в форме игры и готовиться к контролю техники чтения. Немаловажными являются дыхательные упражнения и скороговорки. Они считаются вспомогательными инструментами, которые позволяют сделать чтение выразительным.

archer
Попробуйте IQClub бесплатно
Делает обучение увлекательным
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 176 оценок, среднее 3.88 из 5 )
Поделиться с друзьями
Блог IQКлуба