Упражнения для развития мышления

Упражнения для развития мышления

Упражнения на развитие мышления у младших школьников намного важнее даже обучения в школе, так как освоение дальнейшей информации будет отталкиваться от умения мыслить. Те, кто освоит методику «заучил, сдал, забыл», станут отличниками и даже смогут получить золотую медаль, а вот те дети, которые научатся пользоваться информацией и мыслить, могут вообще не делать уроки и станут победителями по жизни. Поэтому упражнения для развития логического мышления имеют такое большое значение.

Логические задачки и загадки

Это ряд заданий, требующих именно логического мышления, ребенок должен не только правильно ответить, но и заметить подвох. Они развивают внимание и воображение. Например, ниже приведено несколько задачек, обучающих внимательно относиться к заданию:

  1. В саду росло 4 елки, каждая из них дает по 4 яблока в месяц, сколько яблок концу года соберет садовник?
  2. В огороде Маша собрала 78 огурцов, один съела, остальные разложила по бочкам, по 11 штук в каждую, сколько бочек грибов она получила в результате?
  3. У Саши спросили:

− У тебя есть братик?

− Есть.

− А у братика есть братик?

− Нет.

Это правда, как так может быть?

Такие задачки и загадки заставляют посмотреть на них с другой стороны. Ребенок должен вспомнить, что яблоки не растут на елях, Маша солила огурцы, поэтому у нее не могли получиться грибы, а имя Саша дают как мальчикам, так и девочкам.

Классические загадки

Классические загадки, развивают мышление и воображение. Их примеров множество, чем она сложней, тем интересней. Ребенок учится не упираться только в данную информацию, а оперировать всеми знаниями, сопоставлять данные и находить аналогии. К примеру, можно взять загадку «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». Ребенок должен разобраться что дед, вовсе не человек, что шубы это шелуха, а после того как снять шелуху с лука польются слезы.

«Ест, не наестся, а попьет, погибает». Ребенок вспомнит, что все живое без еды и воды погибает, а здесь, наоборот – умирает просто от воды. То есть это не живое, а как это существо тогда ест? Постепенно подводится мысль к пожару, который пожирает все на своем пути, но как только встретится с водой, сразу затухает.

Все загадки разделяются по возрасту, если ребенок не может с нею разобраться, не надо говорить ему ответ, лучше сесть и поговорить, подумать вместе и прийти к ответу. Именно этот фактор учит логически мыслить, но при этом, не забывать о неоднозначности любой задачи.

Ребусы

Ребусы − еще один вид загадок, стимулирующих воображение и логическое мышление. Они учат быстро перебирать возможные варианты, и находить единственный верный ответ. Их существует огромное множество, над большей частью из них даже взрослый посидит и подумает.

Например:

Для того чтобы научиться разгадывать ребусы, ребенку понадобится знание правил и воображение.

А давай подумаем

Очень часто мы не обращаем внимания на самые простые вещи, а привыкаем к ним, как к данности. Но на самом деле очень интересно и полезно подумать. Для примера можно взять что угодно, в зависимости от возраста ребенка:

  • Почему треугольник называется треугольником?
  • Как летает муха?
  • Почему колесо круглое, а что было бы, если бы оно было квадратным?
  • Как работает миксер?
  • Почему в горячей воде чай заваривается, а в холодной нет.

При этом не надо постоянно и быстро отвечать на все вопросы, лучше чтобы ребенок сам додумался до ответа, потихоньку получая подсказки. Для некоторых сложных вопросов, например, «почему муха летает?» или «почему шарик надутый гелием летает, а наполненный воздухом − нет?», есть специальные энциклопедии. Чем богаче объем знаний у ребенка, тем лучше у него будет развито логическое мышление.

Игры с вспомогательными предметами

Для логических заданий, подойдут как специально разработанные игры, которые можно найти в продаже, так и подручные предметы. Для полноценной игры нужны:

  • пачка зубочисток или спичек;
  • игровые карточки с изображениями;
  • специальные логические игры.

Задачки со спичками или палочками можно в большом количестве найти в сети, некоторые из них очень простые, как с совочком и вишенкой, другие − сложнее. Все они направлены на то, чтобы заставить ребенка мыслить нестандартно.

Например:

Здесь надо переместить две спички так чтобы ягода оказалась снаружи.

Решение достаточно простое – перпендикулярная сдвигается на середину, а левая боковая славится теперь справа:

А вот здесь надо переместить одну спичку так чтобы остался только один треугольник:

В этом случае нужно будет подключить смекалку и логику, нужно взять нижнюю спичку так, чтобы поднять с нею и верхнюю, и повернуть их на 90˚:

Такие задачки позволяют включить логику и воображение.

Игровые карточки с изображениями и заданиями бывают разные, главное в этот момент помнить не только о возрасте, но и об интеллектуальных способностях ребенка, некоторым детям задания надо брать на пару лет старше.

Специальных логических игр множество, самые известные – кубик Рубика, пятнашки, есть и групповые игры – лото, домино, шахматы, шашки. При выборе такой игрушки, надо учитывать возможность постоянно играть с ребенком, чтобы ему было интересно.

Квесты

Не всегда дети хотят сидеть и решать задания, поэтому родителям придется их еще и заинтересовать. Один из способов увлечь ребенка – квест. Поэтапно продумывается задание, при выполнении которого ребенок пошагово должен решить несколько загадок, после чего получит интересную награду. За основу берется детектив или другая фантазия. Чем сложнее задание, тем интересней, но при этом не стоит забывать о посильности задачи. Если ребенку она покажется абсолютно невыполнимой, то ему быстро станет неинтересно. Наградой за старания может быть какая-то мелочь, больше интересна сама игра.

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации
Добавить комментарий