Развитие памяти у ребенка: цели и методы
Некоторые люди обладают высокими врожденными мнемоническими возможностями, а другим нужно упорно трудиться для их стимуляции. Хорошая память является эффективным инструментом, позволяющим достичь превосходных результатов в любом жизненном начинании. Поэтому одной из первостепенных задач родителей, мечтающих об успешном будущем своих детей, есть всестороннее развитие их способностей к запоминанию.
Что такое память и зачем ее развивать?
Памятью принято называть совокупность сложных психических процессов, при помощи которых человек воспринимает, аккумулирует и воспроизводит информационные потоки.
Проблемы интеллектуального развития напрямую связаны с памятью. Ребенок с нарушениями любого из видов памяти (а их существует достаточно много) неспособен адекватно воспринимать поступающую информацию и в дальнейшем использовать ее. В результате такие дети плохо усваивают любой материал, будь-то элементарные навыки самообслуживания или школьная программа, которая усложняется ежегодно.
Учащиеся начальных классов с недостаточно развитой памятью, заметно и невыгодно отличаются от своих сверстников. Как правило, они неинтересные собеседники, имеют низкую успеваемость, часто нарушают дисциплину, поскольку совершенно не могут сосредоточиться на предмете или занятии. Им сложнее адаптироваться к изменяющимся условиям, проявить себя. Они невнимательны и неорганизованны, непунктуальны.
Если не работать над развитием памяти, в дальнейшем человека будут ждать неприятности похуже невысоких оценок и отсутствия друзей. Это и сложности с выбором профессии, и с трудоустройством, и с карьерным ростом, также неизбежны дисгармония и хаос в личной жизни.
Виды памяти
Специалисты разделяют много видов памяти и рекомендуют особое внимание уделять некоторым из них, а именно:
- долговременной и кратковременной;
- образной;
- произвольной и непроизвольной;
- опосредственной.
На протяжении всей жизни человек ежесекундно пользуется каким-то из приведенных видов запоминания, и цель каждого индивида – по возможности улучшать показатели по всем направлениям. Наибольшее значение имеет образная память, в состав которой входят слуховая, эмоциональная, зрительная и двигательная составляющая. Обучение в современных школах предполагает задействование трех типов образного восприятия:
- двигательное – запись конспекта;
- визуальное – чтение вслух и про себя;
- аудиальное – прослушивание устного материала.
Задача педагогов и родителей равномерно развивать все способности детей вне зависимости от их уровня интеллекта. На практике это сложно выполнимо, но возможно при условии использования эффективных рациональных методов работы с памятью.
Что влияет на процесс развития памяти?
Зная факторы влияния на интенсивность запоминания можно составить максимально действенную программу тренировок.
- Желание узнавать новое. Ребенок очень хорошо запомнит только то, что ему по-настоящему ново и интересно. Хороший пример: некоторые дети старшей группы садика запоминают массу информации о динозаврах, корабле- и машиностроении, но при этом не могут запомнить фамилии своих одногруппников или алфавит. Ребенок должен хотеть учиться.
- Степень осознания. Для результативной работы детям просто необходимо понимать: а ради чего все это? Для чего нужно запоминать столицы государств? Или названия континентов?
- Максимальная ассоциативность. Яркие впечатления и ассоциации способствуют быстрому и долговременному запоминанию материала, поэтому во время обучения необходимо уделить данному моменту особое внимание. Нужно продумать как сложную и тяжелую информацию трансформировать в более комфортную для детского восприятия.
- Внимательность. Без внимания со стороны ребенка или аудитории, запоминание практически невозможно. Перед тем как приступить к занятиям на совершенствование запоминательных способностей, необходимо научить ребенка концентрироваться, развить его внимательность, которая впоследствии станет хорошим фундаментом для развития памяти.
Еще один атрибут, без которого эффективность занятий будет стремиться к нулю – это систематичность. Только регулярные тренировки обеспечат положительную динамику.
Методы и способы тренировки памяти в домашних условиях
Существует огромное количество научных методик, направленных на улучшение работы мозга и стимуляцию запоминания. Чтобы обеспечить благодатную почву для развития памяти, необходимо начинать тренировки как можно раньше, идеально — с самого рождения.
Как развить память малыша и с чего начать?
- Начиная с грудничкового возраста и дальше необходимо стараться как можно больше говорить с ребенком, объяснять ему все происходящее вокруг, привлекать внимание. Чтение книг, аудиосказки, музыка, визуализация услышанного непременно принесут свои плоды в виде широкого кругозора и богатого словарного запаса крохи.
- Развивайте тактильные навыки. Предложите пощупать ребенку предметы с разной текстурой, температурой, формой, пусть погладит, запомнит, а потом закройте ему глазки и попросите по памяти назвать предметы.
- Нагружайте подрастающего ребенка различными видами деятельности – письмо, лепка, уборка, уход за животными и растениями, выбор покупок и одежды, ремонт, сбор урожая и т.д.
- Максимально увеличивайте время пребывания на свежем воздухе, кислород стимулирует рост и работу клеток мозга.
- Играйте в слова, в описания, а потом в города, предметы и во все, что может завладеть вниманием ребенка.
- Разучивайте стихи и детские песенки.
- Играйте в прятки и поиск «пропавших» игрушек.
Кроме специальных занятий нельзя также забывать о рационе ребенка и дополнять его волшебными продуктами, которые поспособствуют улучшению работы памяти. Это всевозможные овощи и фрукты, гречка, орехи, семечки тыквенные и подсолнечника, жирная рыба, бобовые, сыр.
Это интересно
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы