Развитие памяти у ребенка

Развитие памяти у ребенка

Развитие памяти у ребенка: цели и методы

Память — удивительная и далеко не полностью изученная психическая способность человека. Степень развития памяти во многом характеризует степень развития ума: память развить можно только вместе с интеллектом. Некоторые люди обладают высокими врожденными мнемоническими возможностями, а другим нужно упорно трудиться для их стимуляции. Хорошая память является эффективным инструментом, позволяющим достичь превосходных результатов в любом жизненном начинании. Поэтому одной из первостепенных задач родителей, мечтающих об успешном будущем своих детей, есть всестороннее развитие их способностей к запоминанию.

Что такое память и зачем ее развивать?

Памятью принято называть совокупность сложных психических процессов, при помощи которых человек воспринимает, аккумулирует и воспроизводит информационные потоки.

Проблемы интеллектуального развития напрямую связаны с памятью. Ребенок с нарушениями любого из видов памяти (а их существует достаточно много) неспособен адекватно воспринимать поступающую информацию и в дальнейшем использовать ее. В результате такие дети плохо усваивают любой материал, будь-то элементарные навыки самообслуживания или школьная программа, которая усложняется ежегодно.

Учащиеся начальных классов с недостаточно развитой памятью, заметно и невыгодно отличаются от своих сверстников. Как правило, они неинтересные собеседники, имеют низкую успеваемость, часто нарушают дисциплину, поскольку совершенно не могут сосредоточиться на предмете или занятии. Им сложнее адаптироваться к изменяющимся условиям, проявить себя. Они невнимательны и неорганизованны, непунктуальны.

Если не работать над развитием памяти, в дальнейшем человека будут ждать неприятности похуже невысоких оценок и отсутствия друзей. Это и сложности с выбором профессии, и с трудоустройством, и с карьерным ростом, также неизбежны дисгармония и хаос в личной жизни.

Виды памяти

Специалисты разделяют много видов памяти и рекомендуют особое внимание уделять некоторым из них, а именно:

  • долговременной и кратковременной;
  • образной;
  • произвольной и непроизвольной;
  • опосредственной.

На протяжении всей жизни человек ежесекундно пользуется каким-то из приведенных видов запоминания, и цель каждого индивида – по возможности улучшать показатели по всем направлениям. Наибольшее значение имеет образная память, в состав которой входят слуховая, эмоциональная, зрительная и двигательная составляющая. Обучение в современных школах предполагает задействование трех типов образного восприятия:

  • двигательное – запись конспекта;
  • визуальное – чтение вслух и про себя;
  • аудиальное – прослушивание устного материала.

Задача педагогов и родителей равномерно развивать все способности детей вне зависимости от их уровня интеллекта. На практике это сложно выполнимо, но возможно при условии использования эффективных рациональных методов работы с памятью.

Что влияет на процесс развития памяти?

Зная факторы влияния на интенсивность запоминания можно составить максимально действенную программу тренировок.

  1. Желание узнавать новое. Ребенок очень хорошо запомнит только то, что ему по-настоящему ново и интересно. Хороший пример: некоторые дети старшей группы садика запоминают массу информации о динозаврах, корабле- и машиностроении, но при этом не могут запомнить фамилии своих одногруппников или алфавит. Ребенок должен хотеть учиться.
  2. Степень осознания. Для результативной работы детям просто необходимо понимать: а ради чего все это? Для чего нужно запоминать столицы государств? Или названия континентов?
  3. Максимальная ассоциативность. Яркие впечатления и ассоциации способствуют быстрому и долговременному запоминанию материала, поэтому во время обучения необходимо уделить данному моменту особое внимание. Нужно продумать как сложную и тяжелую информацию трансформировать в более комфортную для детского восприятия.
  4. Внимательность. Без внимания со стороны ребенка или аудитории, запоминание практически невозможно. Перед тем как приступить к занятиям на совершенствование запоминательных способностей, необходимо научить ребенка концентрироваться, развить его внимательность, которая впоследствии станет хорошим фундаментом для развития памяти.

Еще один атрибут, без которого эффективность занятий будет стремиться к нулю – это систематичность. Только регулярные тренировки обеспечат положительную динамику.

Методы и способы тренировки памяти в домашних условиях

Существует огромное количество научных методик, направленных на улучшение работы мозга и стимуляцию запоминания. Чтобы обеспечить благодатную почву для развития памяти, необходимо начинать тренировки как можно раньше, идеально — с самого рождения.

Как развить память малыша и с чего начать?

  • Начиная с грудничкового возраста и дальше необходимо стараться как можно больше говорить с ребенком, объяснять ему все происходящее вокруг, привлекать внимание. Чтение книг, аудиосказки, музыка, визуализация услышанного непременно принесут свои плоды в виде широкого кругозора и богатого словарного запаса крохи.
  • Развивайте тактильные навыки. Предложите пощупать ребенку предметы с разной текстурой, температурой, формой, пусть погладит, запомнит, а потом закройте ему глазки и попросите по памяти назвать предметы.
  • Нагружайте подрастающего ребенка различными видами деятельности – письмо, лепка, уборка, уход за животными и растениями, выбор покупок и одежды, ремонт, сбор урожая и т.д.
  • Максимально увеличивайте время пребывания на свежем воздухе, кислород стимулирует рост и работу клеток мозга.
  • Играйте в слова, в описания, а потом в города, предметы и во все, что может завладеть вниманием ребенка.
  • Разучивайте стихи и детские песенки.
  • Играйте в прятки и поиск «пропавших» игрушек.

Кроме специальных занятий нельзя также забывать о рационе ребенка и дополнять его волшебными продуктами, которые поспособствуют улучшению работы памяти. Это всевозможные овощи и фрукты, гречка, орехи, семечки тыквенные и подсолнечника, жирная рыба, бобовые, сыр.

Для оптимальной работы мозга необходимо поддерживать стабильный уровень сахара в крови, поэтому следует количество приемов пищи увеличить, а порции сократить – часто, но по чуть-чуть. Пирожные, конфеты и другие сложно усвояемые сладости память только ухудшают – важно знать и взрослым, и детям.

 

 

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации
Добавить комментарий