Зрительная память и упражнения на развитие зрительной памяти

Зрительная память и упражнения на развитие зрительной памяти

Очень часто развитию зрительной памяти уделяют не так много внимания, как остальным ее видам. И напрасно. Хорошая зрительная память у ребенка — это прекрасный помощник в обучении, стимуляции фантазии, адаптации и социализации. Данный вид запоминательной способности — неотъемлемая часть большинства перспективных и интересных профессий: художник, медработник, сотрудник правоохранительных органов, водитель, талантливый кулинар, педагог и многих других.

Дети, умеющие хранить в памяти множество визуальных образов, всегда вспомнят маршрут, по которому им приходилось передвигаться, лица и внешние данных людей, с которыми они когда-либо встречались, предметы. Зрительные воспоминания всегда поднимут из памяти и ситуации, при которых был сформирован тот или иной образ, как плохие, так и хорошие. Они могут повторить даже сложный алгоритм действий, без дополнительной подготовки, если хоть один раз увидели, как он происходит. В быту зрительная память — незаменимый помощник, ведь вещи на своих местах, никакой неразберихи при их поиске. Взрослые и дети с развитой зрительной памятью даже в темной комнате могут без проблем ориентироваться, поскольку помнят, что и где находится.

Что такое зрительная память и чем отличается от фотографической

Зрительная память – это способность хранить и воспроизводить увиденные когда-либо образы. Ее главным отличием от фотографической является меньшее внимание к деталям. Фотографическая память позволяет до мелочей запоминать увиденную картинку, а зрительная только основные ее элементы. При необходимости воспроизвести что-то, человек с хорошей зрительной памятью обязательно вспомнит главное – форму, цвет, компоновку, направление, смысл образа, однако может опустить мелкие вспомогательные части, сделать картинку ярче или поспокойнее, чуть больше или меньше, чем в реальности. Но при этом без труда передаст концепцию увиденного.
То есть по пути домой ребенок будет точно знать, что поворачивать необходимо именно здесь, около дерева, но при этом не скажет наверняка два дерева растет у этого поворота или одно. Несмотря на неточность в деталях, результат будет все равно однозначно положительный. Также и в остальном. Умея запоминать образы, ребенок берет их за основу и дальше может самостоятельно их дорабатывать или стремиться приблизиться к исходной картинке. Фотографическая память не так развивает полет фантазии у детей, как зрительная и это факт. Дети часто удивляют родителей тем, что вспоминают места, в которых были достаточно давно, узнают вывески, перечисляют последовательность закладки ингредиентов в салат и т.д. Все это результаты работы и развития зрительной памяти – увидел, отложилось, а когда нужно – всплыло.

Упражнения на развитие зрительной памяти

О том, как развивать зрительную память у детей есть масса информации. Это и сложные педагогические системы, и регулярные упражнения,но наиболее эффективными, как и все, что касается детей, являются игры или их современная интерпретация – компьютерные игры. Ресурс https://iqclub.ru/ является уникальным источником интересных, полезных и проверенно результативных методик детского развития в общем и зрительной памяти в частности. Все они созданы на основе научных теорий и разрабатывались специалистами в области педагогики и психологии.Вот некоторые примеры игр и упражнений, которые помогут быстро и с огромной пользой усовершенствовать возможности зрительной памяти:

  1. «Скоростное сравнение». Малышу представляют ряд рисунков, которые он должен быстро сравнивать друг с другом. Главная задача — запомнить предыдущий рисунок и сравнить его с последующим и ответить на вопрос: «Одинаковые?».
  2. Цветные кубики. Для игры потребуются, либо цветные кубики, либо вырезанные из картона квадратики разных цветов – всего 5-10 штук, в зависимости от начального уровня подготовки ребенка. Кубики-квадратики раскладываются либо в один ряд, либо в несколько. Ребенок сморит на комбинацию цветов в течение 7-10 секунд, затем картинка закрывается плотной тканью или листом бумаги, а ребенок должен назвать, где и какого цвета лежал кубик (можно нарисовать на бумаге схему с квадратиками, чтобы прямо в ней ребенок мог отмечать цвета). По мере развития комбинации усложняются, количество цветов добавляется.
  3. На картинке я увидеk. Для занятий подойдет любая книга с картинками. Подберите изображение, чтобы на нем было не менее 5-6 предметов (животных, сказочных героев) и пусть малыш внимательно на нее посмотрит – около 30-40 секунд, хорошенько запомнит. Книга закрывается, а ребенок должен попробовать максимально точно описать увиденное и запомненное. Упражнение развивает не только зрительную память, но и коммуникативные навыки, речь, обогащает словарный запас.
  4. «Зоркий глаз». Всего на мгновение на игровом поле возникают силуэты предметов, животных, людей, а затем исчезают. Задача ребенка указать, что и на каком месте поля располагалось. Очень интересное и эффективное занятие.
  5. Старая добрая «Найти 10 отличий». Такие хитрые картинки раньше печатали на последней странице всех журналов и газет. Два абсолютно одинаковых на первый взгляд изображения, но с отличительными нюансами, которые и нужно выявить. Сегодня есть такие же для детей, на них изображены не сцены из быта взрослых, а хорошо знакомые сюжеты из сказок, мультиков. Пусть ребенок старается и находит эти отличия. Первый раз, возможно, будет сложно, но поняв принцип, дело значительно ускорится и даст свои плоды.
  6. Что изменилось? На столе разложите достаточно много – 10-15 игрушек, а еще лучше фигурок животных из наборов – динозавры, домашние питомцы, птицы, насекомые. Пусть ребенок на них недолго посмотрит, а затем отвернется. Вы в это время подмените одну или несколько фигурок, поменяете их местами, а ребенок потом должен указать на перемены.
  7. Эффективная прогулка. Гуляем и запоминаем. Показываем ребенку все, что есть вокруг – дорожные знаки, вывески магазинов, деревья, заборы, дома и т.п. Придя домой пусть попробует изобразить на бумаге то, что запомнил.

Кроме этих простых приемов, зрительную память прекрасно стимулирую игры типа «Секретные агенты», когда нельзя ничего записывать, а все секреты, пароли, маршруты и явки нужно только запоминать. Или игры, в которых необходимо на ощупь узнать недавно увиденный предмет, или нарисовать простые принты, которые есть на пижамке или любимой рубашке. Если это будет в ненавязчивой форме, то позволит незаметно для всех участников развить нужные навыки и способности.

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
IQКлуб

Похожие публикации