Выразительное чтение в начальной школе

Выразительное чтение в начальной школе

Когда за ребенком закрывается дверь в детский сад, то он думает о том, какие увлекательные приключения ждут его дальше. Однако, родители мысленно составляют список требований, которым будущий ученик должен соответствовать. Именно поэтому во время летних каникул родители с малышом подолгу сидят над пособиями «Учимся читать по слогам» вместо активных игр на улице.

Когда ребенок все-таки переступил порог учебного заведения и худо-бедно научился читать, то родители ставят перед ним новый вызов – понять, как завладеть вниманием при помощи интонации и донести эмоциональную составляющую произведения своим слушателям. Чтобы увлекательный процесс получения новых знаний не превращался для ребенка в пытку, родители должны сами ознакомить его с выразительным чтением и заинтересовать им.

Типы чтения

В общих чертах, чтение делится на два типа: базовое и художественное. Базовое чтение – это навык, овладение которым позволяет воспринимать текст, вне зависимости от того, написан он от руки или напечатан. Однако, миссия художественного чтения гораздо шире. Ее можно охарактеризовать тремя задачами:

  • передача настроения текста;
  • расставление акцентов на основных словах;
  • задание оптимального темпа речи.

Кроме овладения самой техникой чтения, необходимо выработать у ребенка умение демонстрировать свое отношение и к произведению, и к действительности, которая отображена в нем. Этому навыку нужно уделять особое внимание с самого детства, поэтому заботливые родители и задаются вопросом: «как выразительно читать?».

Конечно было бы проще возложить эту ответственную миссию на педагога. Мол, он все равно обучает ребенка технике базового чтения, письма и счета, что ему стоит научить ребенка еще и делать смысловые акценты в тексте?

На самом деле в классе много учеников, а на урок литературы отводится мало времени. У учителя просто физически не будет возможности посвятить этому процессу много времени. Конечно, ребенок может разучивать стихотворения и учиться художественному чтению с помощью репетитора, но если у родителей нет возможности вкладывать в обучение ребенка деньги, им придется отдавать свои силы. И для ученика, и для его мамы/папы будет гораздо лучше, если правильный подход будет известен сразу, а не обнаружится методом проб и ошибок.

При попытке разучить стихотворение вместе с ребенком, многие родители начинают вмешиваться, а именно:

  • указывать на ошибки;
  • ругать ученика за неправильные ударения в словах;
  • подсказывать (или даже навязывать) смысловые акценты;
  • требовать от ученика ускорения или замедления темпа.

На самом деле отправной точкой в тренировке выразительности является понимание сущности произведения. Красиво читать тексты ребенок сможет только тогда, когда понимает все в них. Учителя называют этот показатель сознательностью.

Из этого следует, что базовое чтение – это опорный навык, которым должен овладеть каждый человек. Художественное же восприятие напечатанного текста является осознанным процессом. Знакомиться с выразительным чтением нужно тогда, когда базовое не вызывает особых сложностей.

Как выразительно читать?

Если ребенок воспринимает текст, как уравнение с несколькими неизвестными, то красиво воспроизвести его своим голосом ему будет нелегко. Чтобы ознакомить ученика начальной школы с выразительным чтением, взрослому нужно придерживаться таких рекомендаций:

  • Разобрать содержание. Если в художественном произведении встречаются слова, непонятные детскому мозгу, то передать его смысл, настроение и эмоции маленький чтец не сможет. Попросите ребенка представить себя на месте героя сказки и пережить описанные события.
  • Обратить внимание на молчаливые подсказки. Объясните ученику, что все знаки препинания выполняют и косвенную роль – указывают на места разрешенных остановок.
  • Демонстрировать образец чтения в меру. С одной стороны, ребенку стоит показать, чего от него ожидают, а с другой – завышенные требования и постоянные упреки за несоответствие озвученному примеру могут сыграть злую шутку.
  • Не ожидать от ребенка обезьяньей подражательности. В силу возраста ученик начальной школы не может полностью копировать чужое воспроизведение текста, оторвавшись от смысла. Именно поэтому родителю стоит смириться с мыслью, что ребенок будет читать тексты в классе без помощи суфлера, а потому нет необходимости ожидать точного повторения наглядного примера. Дайте ребенку шанс попробовать свои силы и не спешите перебивать его на полуслове.
  • Бороться со стеснительностью. И пример воспроизведения показали, и все слова объяснили, и роли героев на себя примерили, а текст из уст ребенка все равно звучит монотонно и безучастно? Возможно, чтение вынуждает ученика стесняться. И это нормально – он боится сделать ошибку и стать причиной насмешек. Именно поэтому с робостью нужно бороться.

Проще всего сделать вызов стеснительности «дедовским» методом – с помощью табуретки. При этом, данный предмет мебели не должен быть способом запугивания малыша. Суть в том, что ученику предлагают примерить на себя роль диктора/актера/учителя, встав на табурет и рассказав стихотворение своим родным.

Преодолевать застенчивость нужно постепенно. Когда ребенок будет готов к публичному выступлению, предложите ему принять участие в школьном фестивале. Если малыш мечтает быть актером, то поспешите отвести его в театральную студию. Быть может, в вашей семье растет новый Миронов или юная Фрейндлих, и чтение сценариев – это призвание ребенка?

Считается, что нет преград для выразительного чтения: читать с чувством можно и художественные произведения, и математические формулы. Главное – сделать занятие увлекательным и не заниматься муштрой.

Дыхательные упражнения для знакомства с выразительным чтением

Чтобы воспроизведение текста было плавным, нужно развивать природные навыки. Дыхательная гимнастика – это способ обучиться правильному расходованию воздуха и своевременному наполнению легких, чтобы чтение не было прерывистым. Школьник не должен чувствовать, что пробежал кросс, когда прочитал пару абзацев текста.

В процессе знакомства ребенка с выразительным чтением, стоит выполнять следующие упражнения:

  • «Задуй свечу». Назвать огоньком узкую бумажную полосу и плавно и долго дуть на нее.
  • «Вдохни аромат цветка». Медленно втягивать воздух, представляя перед собой красивое растение.
  • «Слови комара». При вдохе руки сводятся вместе, а при выпускании воздуха из легких – снова разводятся по сторонам. Чтобы было веселее, на выдохе ученик может копировать писк комара, а на вдохе – громко хлопать в ладошки.

Эти упражнения помогут ребенку расслабиться и научиться правильно дышать для ровного и выразительного воспроизведения напечатанного текста.

Управление дыханием поможет взять под контроль и голос. Для его постановки есть пять скрытых методов:

  • Садимся ровно и прямо держим голову. На выходе тянем согласные: м, н, л, р, п и так далее. Потом в протяженное пение подключаются и согласные, образуя слоги: ма, ну, ло, ри, пу и другие. На третьем этапе можно усложнить задачу и попытаться сделать голосом волны, снижая или повышая тембр.
  • Кратко и четко произносим слоги, сидя в том же положении. Постепенно скорость произношения увеличивается.
  • Выполняем упражнение «обезьянка» – кривляемся перед зеркалом: показываем язык и корчим рожицы.
  • Не забываем о скороговорках. Возьмите себе за правило учить с ребенком новую историю раз в неделю.
  • Учимся выражать словами эмоции.
Правильный подход и внимательность родителей позволит избавить школьника от проблем с выразительным чтением. Не нужно подгонять малыша, вынуждать его копировать чужую манеру и читать с чувством с первого раза. Не надейтесь на помощь учителя, а сами принимайте непосредственное участие в учебном процессе.

Превратите домашние занятия в веселые игры, которые доставят удовольствие и вам, и ребенку. И тогда справиться с выразительным чтением можно быстрее, легче и комфортнее.

Достигайте большего вместе с IQ Клуб.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации
Добавить комментарий