Почему дети отказываются выучить стих и как их мотивировать
Бывают ситуации, когда ребенок, который вроде бы неплохо справляется с заучиванием, упорно не желает работать в очередной раз. Или при одном упоминании, что нужно подготовить выступление ищет любые предлоги лишь бы этого не делать, говорит, что не хочет или не может. Причина достаточно проста и банальна – ребенок просто пытается защититься от информационной перегрузки. Возможно, объем стихотворения слишком большой или в нем много незнакомых слов и словосочетаний.В таком случае нужно идти на хитрости, чтобы усыпить бдительность малыша. Не хочешь – не надо. Мама сама будет учить такой замечательный куплетик про природу или зверушек. Если хочешь – повторяй, вместе веселее и интереснее. И далее нужно проговаривать стих по одной строчке, чтобы ребенок успевал повторять, но не чувствовал, что его заставляют. Если не помогает, тогда маме ненадолго нужно превратиться в навязчивую рекламу. Ходить и часто рассказывать стишок, только вроде бы для себя, не спеша, с выражением, показывая насколько он вам нравится. Волей- неволей, а часть слов, постоянно находящийся рядом ученик, запомнит.
Если дело начнет налаживаться, нужно полюбопытствовать какие слова запоминаются особенно трудно, объяснить их смысл, привести более понятные синонимы и примеры использования сложного слова. Когда ребенок понимает о чем рассказывает, запоминать чередование слов становится намного легче.
Еще один хороший прием мотивации – попросить прочитать стихотворение любимую игрушку. Раз ты не хочешь, вот твой мишка с удовольствием это сделает, выступит перед нами и мы его похвалим, похлопаем. Можно сделать настоящее представление, когда несколько игрушек будут повторять только свои строки. Вот мишка первые две, за ним вступает динозаврик и проговаривает следующие две, потом паровозик или кукла Барби. Ой, что-то слон забыл свои слова, ты ему не подскажешь?Для заучивания можно использовать и мячик. Бросая его друг другу повторять по строчке стишка. Когда лучше запомнится, на каждый бросок можно говорить по отдельному слову.
Это интересно
Ранние занятия
Для того чтобы ребенок в будущем легко запоминал стихи, необходимо с раннего детства вводить его в мир поэзии.
- С самого рождения малыш должен слышать потешки, поговорки, песенки от родных. Так он привыкнет к стихотворной структуре и в дальнейшем будет намного охотнее и быстрее запоминать.
- Часто используйте рифму в повседневной жизни: каша – для Маши, цветочек – листочек и т.п. Играйте в специальные игры – https://iqclub.ru/.
- При чтении стихов и заучивании хорошо поддерживать его ритм – покачиваться, жестикулировать, пританцовывать, ходить.
- Лучшим возрастом для заучивания стихотворений считает период от 3,5 до 5,5 лет, когда память развивается особо интенсивно.
Эффективные способы как запомнить стих
Приведенные методики подойдут и для разных возрастов, но особенно они пригодятся школьникам.
- Стихи хорошо учатся под иллюстрации. Заучили строку – изобразили, переходим к следующей. Так к моменту окончания зубрежки будет и стих, и альбом картинок к нему.
- Хороший способ — стих, который необходимо запомнить, много раз просто прочитать вечером перед сном, а утром закончить обучение. Ночью мозг продолжает обрабатывать потоки информации, поэтому запоминание будет более эффективным.
- Начитайте текст на диктофон и прослушивайте его урывками по несколько строк. Прослушав один фрагмент останавливайте запись и повторяйте услышанное. Слушать стих подросший ребенок может и в наушниках, играя или занимаясь другими делами.
- Можно переложить слова на любимый мотив и читая, как бы петь его, затем повторять уже без помощи книги. Такой способ позволяет всего на 10-15 минут справиться с несколькими четверостишиями, кроме того, это очень весело.
- Учим стих по частям. Стих нужно прочитать три-четыре раза. Первые разы быстро, для ознакомления, далее медленнее. Читать необходимо вслух, проговаривание — один из хороших способов запоминания. Потом читаете две строки, отворачиваетесь от книги – повторяете. Запомнили, учите следующие две строки, соедините с предыдущими. Так, каждый раз выучивая новую строку, нужно повторять ее вместе с началом произведения.
- Выпишите особые слова текста – те, на которых постоянно «спотыкаетесь», на бумагу, положите листик перед собой и рассказывайте ориентируясь на эти «знаковые» места.
- Чтобы запомнить длинный стих его, также как и любой другой, необходимо прочитать вслух несколько раз. Разобраться со всеми непонятными словами и выражениями, представить мысленно образы, о которых идет речь в стихотворении. Потом возьмите лист бумаги и ручку и перепишите весь стих, диктуя себе вслух его строки. Продолжайте учить по написанному вашей рукой тексту – подключится зрительная и ассоциативная память. Техника учения – традиционная по две строки. Первые запомнили, берите следующие, запомнили, соединяете с ранее выученными. После удачных двух-трех строф делайте перерыв минут 10-15, потом продолжайте. Когда почувствуете, что почти справились, занимайтесь другими делами, но вслух повторяйте стихотворение, стараясь больше внимания уделять сложным для запоминания местам. Перед сном прочтите весь текст, а после пробуждения расскажите его без шпаргалок. При необходимости прочтите еще два-три раза перед выступлением.
Метод переписывания действительно очень эффективный. Любое стихотворение запомнится в несколько раз быстрее, если самостоятельно под свою диктовку записать его на бумаге, а потом продолжать учить уже по своим записям, а не из книги. Плохо поддающиеся запоминанию места можно выделить красным маркером.
Развлекательные и научные игры
Нет рекламы