6 основных навыков понимания прочитанного

На первый взгляд

  • Понимание прочитанного может быть сложным для детей.
  • Чтобы полностью понимать прочитанное, дети должны овладеть несколькими важнейшими навыками, такими как декодирование.
  • К счастью, существуют методы, помогающие детям, испытывающим трудности с пониманием прочитанного, развивать эти навыки как в классе, так и дома.
Background

Многие воспринимают чтение как простую задачу, которой можно легко овладеть. Однако на самом деле чтение - это сложный процесс, требующий применения различных навыков. Эти навыки необходимы для достижения конечной цели чтения - понимания прочитанного материала.

Понимание прочитанного может быть сложным для детей по разным причинам. Выявление основной причины и определение того, с какими навыками ваш ребенок испытывает трудности, поможет оказать ему необходимую помощь.

Ниже приведены шесть важнейших навыков, необходимых для понимания прочитанного, а также рекомендации по развитию этих способностей у детей.

1. Декодирование

Процесс чтения часто недооценивается как простая и легкая задача, но на самом деле он требует различных сложных навыков. Конечной целью чтения является понимание прочитанного, которое может быть затруднено по ряду причин. Важно определить, какие именно навыки задействованы в процессе чтения и в каких областях ребенок испытывает трудности, чтобы оказать ему соответствующую поддержку.

Одним из наиболее важных навыков в процессе чтения является декодирование, которое заключается в озвучивании слов, которые ребенок слышал, но не видел в письменном виде. Фонематическое восприятие - один из ранних языковых навыков - играет важнейшую роль в декодировании. Оно помогает детям выделять отдельные звуки, или фонемы, в словах и манипулировать ими на уровне слов и слогов.

Декодирование также основано на связи звуков с буквами. Например, чтобы прочитать слово "солнце"-, дети должны понять, что буква "с"- обозначает звук /с/. Понимание взаимосвязи между буквой или группой букв и их звуками является важным этапом в составлении слов.

Для развития навыков декодирования детям требуется специальное обучение и практика. Некоторые дети овладевают фонологической грамотностью естественным образом, другим может потребоваться дополнительная поддержка. Родители могут развивать фонологическую грамотность дома, вовлекая детей в игры со словами и читая им. Выявление трудностей с рифмой, подсчетом слогов или определением первого звука в слове может быть ранним признаком трудностей с чтением.

2. Беглость

Беглое чтение требует умения быстро распознавать слова, даже те, которые не могут быть озвучены. Это помогает детям читать и понимать текст в более быстром темпе.

Расшифровка каждого слова может оказаться сложной задачей, поэтому распознавание слов играет важную роль. Распознавание слов - это способность мгновенно узнавать целые слова на слух, не прибегая к их озвучиванию.

Опытные читатели читают быстро и плавно, не допуская многочисленных ошибок. Они понимают текст, группируют слова для облегчения восприятия смысла и используют соответствующую интонацию при чтении вслух. Хорошее понимание прочитанного зависит от беглости чтения.

Распознавание слов может стать серьезной проблемой для детей, испытывающих трудности с чтением. В среднем требуется от 4 до 14 раз повторить слово, чтобы оно превратилось в слово, которое автоматически распознается большинством читателей. Однако детям с дислексией может потребоваться до 40 повторений.

Многие дети испытывают трудности с беглым чтением, и им требуется специальное обучение и практика для улучшения способности распознавать слова. Практика чтения книг соответствующего уровня сложности является основным способом развития беглости.

3. Словарный запас

Хорошее понимание слов, содержащихся в тексте, необходимо для понимания прочитанного. Богатый словарный запас играет важную роль в понимании прочитанного. Хотя студенты могут изучать словарный запас в процессе обучения, обычно они узнают значение слов из повседневного опыта и чтения.

Полезным может быть знакомство детей с разнообразными словами, что способствует расширению их словарного запаса. Часто беседуйте на различные темы и вводите новые слова и понятия. Игры со словами и шутки также могут стать увлекательным способом расширения словарного запаса.

Ежедневное совместное чтение - эффективный способ расширения словарного запаса. При чтении вслух делайте паузы на незнакомых словах и давайте их определения. Поощряйте ребенка читать и самостоятельно. Они могут использовать контекст, чтобы понять значение нового слова, даже не услышав его определения.

Преподаватели также играют важную роль в развитии словарного запаса учащихся. Они могут сознательно подбирать интересные слова для обучения и давать четкие указания. Кроме того, они могут инициировать беседы и сделать изучение новых слов увлекательным, включив в свои уроки игры со словами.

Если вы ищете дополнительные идеи, посмотрите объяснение эксперта, как помочь читателям, испытывающим трудности, расширить свой словарный запас.

4. Построение и связность предложений

Понимание того, как построены предложения, и связь идей внутри и между предложениями, называемая когезией, являются важнейшими навыками как для письма, так и для понимания прочитанного.

Зная, как идеи связаны между собой на уровне предложений, дети могут извлекать смысл из отрывков и целых текстов, что приводит к связности, или способности связывать идеи с другими идеями в письменном произведении.

Для совершенствования этих навыков преподаватели могут проводить прямые занятия по обучению детей основам построения предложений. Это может включать в себя работу с учащимися над соединением двух или более мыслей в процессе письма и чтения.

5. Мышление и кругозор

Наличие общих знаний об окружающем мире имеет решающее значение для понимания прочитанного. Когда читатель соотносит прочитанное с тем, что ему известно, он может делать выводы и устанавливать связи. Умение делать выводы особенно важно, когда в тексте нет явных указаний на смысл.

Например, если ребенок читает рассказ о запуске первого человека в космос, знание исторического контекста может помочь ему понять происходящее в рассказе.

Для формирования фундаментальных знаний дети могут заниматься различными видами деятельности, такими как чтение, просмотр телепередач и фильмов, а также участие в практических занятиях. Поощряйте ребенка рассказывать о том, что он узнал, и помогайте ему устанавливать связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Задавайте открытые вопросы, требующие размышлений и объяснений.

6. Рабочая память и внимание

Внимание и рабочая память - важные когнитивные способности, способствующие пониманию прочитанного. Внимание помогает детям сосредоточиться на тексте и усвоить представленную информацию, а рабочая память позволяет удерживать эту информацию и использовать ее для построения смысла.

Самоконтроль также очень важен для эффективного чтения. Он включает в себя распознавание непонятных моментов и принятие мер по их устранению, например, перечитывание фрагмента или поиск незнакомого слова. Все эти навыки являются частью более широкого набора способностей, известных как исполнительная функция.

Кроме того, вы можете помочь ребенку развить навыки самоконтроля, научив его задавать вопросы по ходу чтения. Поощряйте его периодически делать паузы и спрашивать себя, понимают ли он то, что читает. Если он не понимают, помогите ему отработать стратегии уточнения понимания, например, перечитать или найти незнакомые слова. Вы также можете моделировать эти стратегии, когда читаете вместе с ребенком. Наконец, следите за тем, чтобы ребенок получал достаточное количество отдыха, физических упражнений и здоровой пищи, поскольку все это способствует развитию исполнительных функций.

archer
Попробуйте IQClub бесплатно
Делает обучение увлекательным
Электронные книги для детей
Нет рекламы
Начать занятия